СОКУРОВ БОЛЬШЕ НЕ ТЯГОТИТСЯ 'СОВЕТСКИМ' ПРОИСХОЖДЕНИЕМ
Встреча режиссера Александра Сокурова со зрителями прошла 4 декабря в петербургском кинотеатре 'Родина' как завершающий момент первой части его годовой ретроспективы. Сначала по просьбе ведущего вечер Алексея Недвиги Александр Николаевич рассказал о большой ретроспективе своих картин, которая идет в четырех городах Италии (Турине, Милане, Риме и Флоренции), а также на итальянском телеканале RAI, показывающем его фильмы через день по вечерам. Особо режиссер отметил тот факт, что все фильмы дублированы - несмотря на очевидные потери в фонограмме, это вызывает его пристальный интерес, ибо фильмы приобретают какой-то новый национальный колорит. По реакции публики в Италии, как и в других странах, г-н Сокуров еще раз убедился, что предположение о смерти авторского кино в мире оказалось несостоятельным: 'Только авторы и выжили. И у такого кинематографа - если говорить об искусстве, конечно, - будущее. Хотя везде - не только в кино - идет война против авторского индивидуального начала. Печально то, что так ведут себя не только производители в сфере культуры, но и часть публики. Но время покажет, на чьей стороне истина'. Затем начались ответы на вопросы, которые касались как фильмов первой части ретроспективы и творчества этого режиссера в целом, так и более широкого контекста. Например, на традиционный вопрос: 'Что заставляет вас работать в России?' Александр Сокуров ответил так: 'Круг близких людей - во-первых. Русский язык, во-вторых. И в-третьих, русская культура и русская интеллигенция. Раньше у меня было чувство дискомфорта, что я из СССР, а теперь - нет. Здесь гораздо больше основательного отношения к искусству, у нас нет потребности в развлекательной функции искусства. В Москве сейчас, правда, эту его часть усиленно развивают, однако не так-то просто это сделать. Хотя: хотя при поддержке государства можно'. Рассказал режиссер и о том, что запуск в производство третьего фильма из тетралогии о власти наконец состоялся. Картина носит рабочее название 'Солнце' и посвящена императору Японии Хирохито, который более шестидесяти лет находился у власти и единственный из крупных политических лидеров ХХ века избежал наказания. А Япония - единственная страна, которая вышла из Второй мировой войны - именно вышла, а не проиграла ее, хотя и понесла потери. 'Величие этих персонажей, - подчеркнул Александр Сокуров, - нас не интересует. Это понятно, надеюсь, по первым двум картинам цикла - 'Телец' и 'Молох'. Великими, я полагаю, могут быть врач или учитель. Или художник. А политический деятель - это социальный сантехник, и в нормальном обществе нельзя говорить 'великий президент' или 'великий премьер-министр', это запрещено. Мы ведем в наших фильмах рассказ о некоторых аспектах их жизни, чтобы стало понятно: думать, что власть от Бога - опасно. И никакой дьявольской роли в появлении ужасных диктаторов нет - все, что случилось, - наши деяния, наши собственные ошибки. Гитлер просто человек. Но при этом он имел такой народ, который имел'. Разумеется, среди прочих был задан вопрос и о том, что режиссер хотел бы еще поставить. Александр Николаевич признался, что мечтал бы осуществить постановку оперы 'Чайка' по Чехову, и наметки либретто им уже написаны. Однако пока не удалось найти композитора с особой мелодической природой, которая нужна для этой вещи.