"НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ" - "ТРИГОНОМЕТРИЯ"
Невероятно, что может произойти с человеком, который сочинил несколько неплохих песен. Иногда, конечно, случается и так, что человек продолжает в том же духе, придумывает еще десяток замечательных произведений, пользуется уважением коллег и слушателей, вписывает свое имя в историю музыки (или хотя бы какого-нибудь стиля) и все такое. Но чаще бывает иначе. Чаще человек, который сочинил несколько неплохих песен, перестает думать о творчестве, поскольку его мышление переходит либо в плоскость личного обогащения, либо в обеспечение поддержания в глазах благодарных поклонников мифа о собственной гениальности. Он начинает говорить рублеными фразами, не содержащими никакого смысла, но прирученная аудитория этого не замечает и приходит в экстаз. Он смотрит на мир с презрительным прищуром, потому что у подростков в цене цинизм. Он счастлив, что коротко стриженные девочки на его концертах целуются друг с другом, - он пошел против природы, он почти что Бог. Он легко переступает через многолетних друзей. Он общается только с теми журналистами, которые не устают поддакивать его речам о фатальности, горючести, дерзновенности, созерцательной красоте и осознанном прохождении своего пути. Он выпускает альбомы типа "Тригонометрии".
Такую пластинку мог сделать только человек, безвозвратно уверенный в своей гениальности. Свято верящий в то, что влюбленные в него мужественные девочки - это навсегда, и они слопают любое варево, которое предложат им со сцены. Диск записан на акустическом концерте во МХАТе. Сначала мне было жалко зрителей, которые пришли в театр послушать любимые песни, а получили полтора десятка бесконечно серых произведений, и только в самом конце - тех самых несколько неплохих. Но потом стало ясно, что зрителей жалеть нечего: они сами выбрали себе идола и теперь им ничего не остается, как исступленно внимать любым его слоганам и всем творческим проявлениям. Жалко не фанатиков, а приличных людей, имевших неосторожность уважительно и приветливо отнестись к этому "проекту с претензией на интеллигентность". Покупая "Тригонометрию", они рассчитывали услышать что-то иное, чем 65 минут убежденности в великой ценности каждого слова и вздоха автора и исполнителя. Кроме этой убежденности, здесь ничего больше и нет - если оценивать этот замешанный на бардах, шансоне и дурном русском роке альбом с музыкальной точки зрения, легко увидеть, что музыка как таковая артиста не интересует. Ну а поэтическая и мировоззренческая составляющие продукта могут заинтересовать только того, кто не читал ничего сложнее Коэльо.
Алексей Мажаев, InterMedia
'НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ' - 'ТРИГОНОМЕТРИЯ'
Real Records. Релиз диска состоялся в октябре.
(РЕЦЕНЗИИ АЛЕКСЕЯ МАЖАЕВА ПОСВЯЩАЕТСЯ)
'Тригонометрия' - альбом лидерский (в смысле, одного лидера), авторский и действительно несколько скучный. 'Тригонометрия' - из тех, что изначально предназначается 'не для всех', она адресована, в первую очередь, людям, с творчеством 'Ночных снайперов', как минимум, знакомых. Для остальных она слишком минималистична и в то же время немного затянута - большое количество малоизвестных треков с почти полным отсутствием интересных аранжировок и, что еще хуже, живой зрительской реакции. Но у подобного альбома apriori не может быть цели привлечь миллионы новых слушателей. В этом смысле он скорее похож на сингл, выполненный в том же жанре - 'для поклонников'. Только на синглах, как правило, представлены одна-две новых песни и несколько ремиксов на них, а 'Тригонометрия' будет лежать на полках между 'Ложкой меда' и 'Цунами': в альбом вошли как редкие и старые песни (включая 'Голубого слона' - первую песню Дианы Арбениной, по ее собственному признанию), так и относительно новые - с последнего альбома 'Цунами'. Тут, разумеется, важен подход к восприятию наполнения пластинки. Можно смотреть на трек-лист как на неинтересные (и неизвестные разного рода рецензентам) песни, а можно - как на раритетные и нигде пока не изданные композиции. И кто скажет, что второй вариант хуже?
Глупо, конечно, утверждать, что акустическая 'Тригонометрия' будет продаваться бешеными тиражами и привлечет группе массу новых почитателей. Обычный life-альбом, который себе позволяют, кстати, далеко не все - а только те, кто убежден в определенном коммерческом успехе подобного шага. Пусть этот диск не станет 'коллекционным' или the best, но для слушателей 'НС' альбом станет приятным воспоминанием о концерте.
Теперь что касается 'лирики' - сиречь первой части упомянутой выше рецензии. Для начала факты. Кому, как не рецензенту, знать, что на концерте во МХАТе были исполнены отнюдь не 'полтора десятка бесконечно серых произведений' - вскоре выйдет вторая часть 'Тригонометрии' по мотивам того же концерта. Увы, человек, абсолютно не знакомый с творчеством 'НС', и, напротив, трепещущий перед авторитетом человека пишущего, убежит от 'Тригонометрии' подальше, а заодно и от обложки Коэльо отвернется, чтобы за дурака-фанатика не сочли. Не захочет он слушать '65 минут убежденности в великой ценности каждого слова и вздоха автора и исполнителя'. Доказывать, что тексты у Арбениной талантливые, музыка нетривиальна, а энергетики хватило бы на ораву рокеров, не имеет смысла - рецензент, как потребитель, имеет право думать по-другому. Есть одно 'но' - очевидно, что рецензия написана не по следам впечатлений и эмоций от пластинки, а вследствие давно и, допускаю, 'естественным' образом сформированного мнения о конкретном человеке - Диане Арбениной. Собственно же об альбоме в рецензии есть всего пара общих слов, в отрыве от предыдущего 'предания анафеме' и 'развенчания мифа' и вовсе невнятных. Если пластинка плоха - критикуйте ее содержание, а не апеллируйте к тем или иным высказываниям артиста, вырванным, кстати, из контекста. Куда проще откреститься от 'фанатов', а массовую популярность, каковая, бесспорно, у 'Ночных снайперов' есть, объяснить низким культурным и художественным уровнем слушателя - мол, а что, 'Руки вверх!' или там 'ВИА Гру' какую тоже полстраны слушает: Что ж, они теперь гуру и национальные герои? Позволю себе заметить, что, в конце концов, всегда найдутся люди, для которых у 'Аквариума' 'есть пара неплохих песенок', а 'ДДТ', конечно, хорошая группа, но с поэзией у автора как-то не очень. Упаси Бог, никаких параллелей 'НС' с упомянутыми командами, но все же: Что касается понтов, убеждения в собственной гениальности и прочих 'звездных' атрибутах, на которые сетует рецензент, то, положа руку на сердце, таковые можно найти у любого мало-мальски известного артиста - было бы желание и нужная доля желчи.
И последнее. Выставлять оценки литературным пристрастиям сограждан, то бишь упрекать Коэльо в попсовости, а его читателей в низком интеллектуальном уровне - дело нехитрое. Но так уже повелось, люди читают, что хотят. И тут уж - кому Коэльо, кому Гарри Поттер, а кому Гессе и Бродский.
Юлия Конторова, InterMedia