'В ПОИСКАХ НЕМО': КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОМПЛЕКСОВ В НЕДРАХ ОКЕАНА
В огромном океане, заполненном разного рода живностью и потрясающей воображение водной природой, живет оранжевая рыбка-клоун Марлин с малолетним сыном Немо. Психологический портрет семьи точен, ясен и клиничен: Марлин - невротик, он патологически боится океана и акул (когда-то хищник поглотил его жену Корал и многосотенный икриный выводок) и с параноидальной страстью обожает сына Немо, мучая ребенка гиперопекой. Немо, с одной стороны, отца любит, а с другой - страдает от невозможности гулять там, где хочется, с кем хочется и когда хочется. Вдобавок, у Немо недоразвит один из плавников, что мешает ему быстро плавать, но, впрочем, серьезным комплексом, отравляющим жизнь, не является. Однажды Немо, желая доказать отцу, что он 'не хуже других', уплывает слишком далеко и попадает на глаза аквалангисту, на поверку оказавшемуся сиднейским дантистом. Немо попадает в домашний аквариум, знакомится с его обитателями и пытается выбраться на свободу. Марлин же бросается на поиски сына, бороздит океан и ищет приключений на свою рыбью голову. Случайная напарница Марлина - рыбка-склеротичка Дори, персонаж сколь забавный, столь и трогательный. На каждый осторожный шаг пессимиста Марлина приходится по десять легкомысленных действий Дори. В результате они уравновешивают друг друга, а зрителю в очередной раз нужно решить для себя, что же лучше и продуктивней. Во время совместного путешествия к Дори возвращается 'краткосрочная память', а Марлин из запуганного интеллигента превращается просто-таки в рыбу-мачо.
Психологии в 'Немо' вообще отдано много места - от самой идеи, полезной семейной аудитории (где граница опеки; ребенок как самостоятельная личность; преодолей свой страх и пр.), до невероятно смешного эпизода с психотренингом акул, желающих изменить себя и перестать есть рыбу: 'Здравствуйте, я не ем рыбу уже три недели' (бурные аплодисменты группы сочувствующих), 'Рыбы - друзья, а не еда' (многократно повторяется членами 'небойцовского клуба' как мантра). Что касается малыша Немо, то он, конечно же, проявляет чудеса мужества, выдержки и героизма, с честью поддерживая славу своего имени, ассоциирующегося не только с Жюлем Верном, но и, пардон, с различного рода 'избранными'.
Детские фильмы должна оценивать целевая аудитория - малыши примерно от трех лет, для которых кино предназначено в первую очередь. По их хохоту, завороженному молчанию, страху ('Мам, он умер?..') и облегченному 'уфф', когда выяснилось, что нет, не умер, можно делать вывод о том, состоялось кино или нет. И лишь во вторую очередь смотреть на реакцию родителей и просто взрослой публики, смеющейся, разумеется, и в других эпизодах - нынешние семейные мультики для кинотеатров отличаются многослойностью, позволяющей получать удовольствие разновозрастным зрителям. То есть, за сюжетными перипетиями и шутками по ходу повествования следят абсолютно все - от мала до велика. О таких вещах, как изобразительный ряд невероятной красоты, а также последние писки компьютерных наворотов и прочие технические штучки (за что студиям Walt Disney и Pixar отдельное спасибо), и говорить не приходится - все сделано так, чтобы зритель быстренько ощутил себя: а) внутри экрана, сиречь - океана, и б) уже не homo sapiens'ом, а рыбкой, для которой человек - первый враг. Здесь и начинается единение детской и взрослой аудитории, когда солидная тетя отключает мобильник и переживает за Немо так же сильно, как и ее ребенок.
Единственный, хотя, впрочем, субъективный минус фильма - это полный его дубляж. Если сам текст перевода прекрасен и тонок, то голоса, увы, искусственны и 'мультяшны'. Было бы куда интереснее послушать оригинальную озвучку в исполнении Альберта Брукса (Марлин), Эллен ДеДженерес (Дори) и Александра Гуда (Немо), но детской аудитории, разумеется, проще воспринять полностью дублированное кино, нежели с субтитрами или синхронным переводом. Законы жанра.
Юлия Конторова, InterMedia