"КАСТА" - "ТРЕХМЕРНЫЕ РИФМЫ"
Этот альбом был полностью готов еще в 1999 году, а самые ранние из записанных здесь треков вообще относятся к 1996-му. В 'Трехмерные рифмы' вошли несколько композиций группы 'Психолирик', правопреемницей которой, собственно, стала 'Каста', а также песни 'Песочных людей' и 'Западного сектора', впоследствии вошедших в хип-хоп-содружество 'Объединенная каста'. Так что это не новая пластинка популярной группы 'Каста', а сборник рэп-сообщества времен его становления.
Для начинающего рэппера главное - самоутвердиться и убедить остальных в собственной крутоте. Слушая 'Трехмерные рифмы', удивляешься, как из такого сора мог вырасти альбом 'Громче воды, выше травы', после которого 'Каста' уважать себя заставила, - талантливая, остроумная, музыкально изощренная работа. На 'Трехмерных рифмах' 'Каста' в лучших традициях ходившего тогда в детский сад Децла рэппует о себе. 'Вокруг меня - люди, преданные 'Касте'; 'мы - представители ростовского хип-хопа, йо, место, где мы служим, - это храм хип-хопа'; 'мы остаемся первыми, как и прежде, верными, как и раньше, наши рифмы рождаются трехмерными'; 'это лучшие традиции хип-хопа, из Ростова, это лучшие традиции хип-хопа, Юго-Восточная Европа' и т.д. Удачные текстовые обороты, спорить не буду, встречаются, но их надо искать, а это сложно: приходится пробиваться сквозь мрачнейшие нигилистские голоса солистов и минимализм музыкального сопровождения. Ни тебе смешных сэмплов, ни издевательств над поп-хитами: начинающие рэпперы - самые серьезные люди на свете, шутить они начинают, только когда немного раскрутятся, и то не все, а лишь самые продвинутые и самоироничные. (Как мы знаем, 'Каста' впоследствии смогла разогнать свою хмурость, но это произошло через пару лет после 'Трехмерных рифм'.)
Сменяющие на альбоме друг друга песни-манифесты немного разбавляются треками от 'Песочных людей', точнее, вступлениями к ним. 'Время' предваряется цитатой Евгения Леонова из 'Обыкновенного чуда', 'Вирус' - печальной хроникой будней бесплатной медицины, а 'Сказка о песочных часах' - звуками органа. Кстати, в 'Вирусе' рэпперам удалось отойти от захватывающего повествования о своих геройствах и проблемах и несколько расширить тематику. Однако эти эксперименты остаются единичными и никоим образом не рассеивают общую сгустившуюся беспросветность. Зачем же был выпущен этот альбом? Вряд ли 'Кастой' двигали коммерческие интересы. Скорее всего, выпуская впервые на CD 'Трехмерные рифмы', рэпперы ратовали за восстановление исторической справедливости. Посмотрите, какими мы были, и честь нам и хвала, что теперь мы гораздо лучше.
Алексей Мажаев, InterMedia