ПЛАВУЧИЕ ПАГОДЫ И ВРЕМЕНА ГОДА
Южная Корея - Германия, 2003, режиссер - Ким Ки Дук, в ролях - О Юн Су, Ким ін Хо, Сео Йе КЈн, Ким ін Мин, Ким Ку-дук) прошел в кинотеатре 'Ролан' 12 января.
Вдали от городов, посреди озера, на плавучей пагоде живут монах-отшельник и его малолетний ученик. Однажды ребенок привяжет к пойманным рыбке, лягушке и змее камушки и будет долго смеяться над содеянным. А после проснется с подобным камнем на спине, и, раскаявшись, станет искать животных, чтобы освободить их. Но рыбка и змея погибли. Теперь мальчик обречен носить на сердце камень всю жизнь. Затем он повзрослеет и встретит девушку. Он покинет учителя и пагоду, чтобы убедиться в том, что любовь порождает желание не только обладать, но и убивать. Затем он вернется:
Маленький причал на берегу озера символизируют деревянные резные ворота. Пять раз они откроются зрителю, и столько же раз на экране вспыхнет иероглиф, обозначающий то или иное время года.
Южнокорейский радикал Ким Ку Дук на этот раз отказался от утонченной жестокости и сделал поэтичное созерцательное кино, отчасти сравнимое с 'Куклами' Такеши Китано. Он же исполнил в нем одну из ролей, подменив актера, который из-за съемок в другой картине не мог позволить себе побриться наголо. Ким Ку Дук сыграл ученика в зрелости - именно ему пришлось долго взбираться на гору с привязанным камнем и статуей Будды в руках. По словам режиссера, это был отличный повод помедитировать. Да и сам фильм выглядит неким медитационным трипом, в визуальном отношении максимально приближающемся к совершенству. В этом состоит его главное достоинство как произведения искусства и главный недостаток для его восприятия рядовым посетителем кинотеатров. Неторопливость событий и вдумчивая пластика актеров, которые почти не говорят - многое в фильме построено на языке жестов, движений и взглядов, рискуют вызвать у неподготовленного зрителя зевотный рефлекс. Для адекватного восприятия картины необходим определенный настрой, тем более что сюжет фильма прост и совершенно не перегружен усложненной метафорой. Буддизм показан настолько тактично и ясно, что будет понятен даже ребенку. Исключительная красота природы, которая меняется от сезона к сезону, но остается незыблемо прекрасной, кажется фактически одушевленной. Как и времена года, каждое из которых олицетворяет определенное животное: весну - собака, лето - петух, осень - кошка, зиму - змея. Люди приходят и уходят, а пагода все так же плывет, и статуя Будды на маленьком алтаре так же вечна в своем безупречном безмолвии.
Анастасия Белокурова, InterMedia