ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЗАПЯТНАТЬ РЕПУТАЦИЮ
Профессор американского колледжа Колеман Силк (Энтони Хопкинс) уволен с должности по обвинению в расизме по отношению к студентам-афроамериканцам. Не выдержав потрясения, его жена умирает от сердечного приступа. Оставшийся в одиночестве Силк находит двух близких людей - писателя Натана Цукермана (Гэри Синиз) и молодую депрессивную женщину Фонию (Николь Кидман). Водоворот новых чувств провоцирует воспоминания тайного прошлого Силка, тщательно скрываемого им всю его жизнь. Родившись светлокожим в семье афроамериканцев, Силк предпочитает скрыть этот факт и порвать со своими родными. Только так он сможет достичь успеха в сегрегированной Америке 40-х и обеспечить себе достойное будущее. С тех пор ни один человек не догадывался о его истинном происхождении.
Сюжет, пришедший в голову обладателю Пулитцеровской премии американскому писателю Филипу Роту, куда более уместен для очередной картины Вуди Аллена, чем для помпезной драмы обладателя 'Оскаров' Роберта Бентона. История светлокожего афроамериканца, всю сознательную жизнь успешно маскирующегося под еврея, могла бы стать блестящей комедией, высмеивающей набившую оскомину тему политкорректности. Но, увы, не стала. Облечь подобный сюжет в драму - необходимая дань тенденциям современного американского кинематографа. 'У черных есть чувство ритма, у белых - чувство вины' - спел как-то Борис Гребенщиков. Роберт Бентон, стилизуя роман Рота как современную греческую трагедию (тема Ахиллеса звучит в фильме перманентно), настоящего трагизма не достигает. Личная драма Колемана Силка постепенно уступает место ярко выраженному антирасистскому памфлету. Разговор о цвете кожи, семейных узах и предательстве приобретает характерные черты занудного морализаторства о месте афроамериканцев в мире американской мечты. Нелицеприятная истерика Хэлле Берри во время вручения ей 'Оскара' из рук придворного голливудца со стажем - афроамериканского актера Сиднея Пуатье, сопровождаемая слезливой овацией голливудского истеблишмента, - другая сторона этой 'злободневной' темы современной Америки. Подобная запоздалая рефлексия по поводу расизма не вызывает никакого сочувствия.
Что касается самого фильма, то несомненная удача 'Репутации' - операторская работа Жана-Ива Эскоффье, работавшего с Лео Караксом в фильме 'Дурная кровь' и запечатлевшего гениальные крупные планы Жюльетт Бинош. В данном случае под объектив его камеры попадает Николь Кидман, и это явно идет ей на пользу. Поскольку визуальное решение фильма - его главное достоинство. Что касается игры актеров, то рассуждать о Хопкинсе и Кидман глупо - плохо сыграть они просто не в состоянии. Что касается Роберта Бентона, то следование конъюнктуре обычно редко заставляет говорить о картине как о произведении искусства. Хотя на этот раз тематика расовой дискриминации оказалась не ко двору: 'Запятнанную репутацию' не выдвинули на 'Оскар' ни по одной номинации.
Анастасия Белокурова, InterMedia