АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ
'Российское документальное кино сегодня востребовано в мире как никакое другое. Наши документалисты активно работают с западными продюсерами и неплохо зарабатывают на своих фильмах, продавая их на зарубежном рынке. Среди режиссеров этого жанра у нас есть такие, кто известен в мире не меньше, чем Спилберг в игровом кино. Взять хотя бы питерского документалиста Виктора Косаковского. Его последний фильм 'Шаги', который он снял за год из окна своего дома, сейчас гремит по всему миру и собрал уже 'миллион' всевозможных премий. Вообще, странно, что говорят о вырождении жанра: Включите телевизор - сплошные документальные сериалы, другое дело, что они носят больше информационно-публицистический характер, и те же 'Шаги' у нас в прайм-тайм никто не поставит'.
(О СРОКАХ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ)
'На Западе выпуск одного фильма в год для режиссера считается нормой. В наших же условиях времени на картину уходит в два, а то и в три раза больше. Даже если с финансированием все в порядке, у российского кино есть одна особенность, преодолеть которую невозможно. Практически все наши известные актеры очень заняты в театре, поэтому кинорежиссеры вынуждены бесконечно подстраиваться под их театральные графики, из-за чего возникает много перерывов. Кстати, в Америке, когда актер, даже очень знаменитый, подписывает контракт на фильм, ни о каких спектаклях речи быть не может. А в России театр для актера - это служба, которую он обязан отрабатывать. Лишь однажды мне удалось за два с половиной месяца снять картину целиком - 'Дневник его жены'. Это была не работа, а жизнь. Съемки проходили в Ялте, и местные работяги, которые помогали таскать реквизит, аппаратуру, каждый день могли наблюдать актеров, игравших членов семьи Бунина. Где-то недели через три один из рабочих появился на площадке, держа в руках книгу с портретом великого писателя. Вы не поверите, но он подошел к исполнителю главной роли Андрею Смирнову и с трепетом произнес: 'Иван Алексеевич, пожалуйста, дайте автограф'.
(О ПОКА НЕ СОСТОЯВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ 'ДОМ ЧЕРЧИЛЛЯ')
'Вот уже два года мы с переменным успехом ведем переговоры с американцами. Нам говорят: 'Сценарий потрясающий. Начинать работу можно хоть завтра, но: Как бы нам обойтись без русских актеров, съемок в России и российского режиссера?..' <:> Там кино - огромный бизнес, живущий по своим законам. Это нормально. Меня попросили предоставить три варианта смешанного - российско-американского - списка актеров: звездный, средний, дешевый. По каждому из них провели расчет потенциальной прибыли от фильма в ста странах. Задействуется очень сложная математика, но и без нее понятно, что русские актеры, как и режиссер, неважно, кто именно, очков картине не добавляют'.
(О ПРЕМИИ 'ОСКАР')
'Можно говорить об этой и других премиях что угодно, но любой кинематографист в душе мечтает об 'Оскаре', Каннах, Венеции. Режиссер - профессия диктаторская, и она требует не только власти, но и психологии победителя. Что касается конкретно 'Оскара', получить эту премию без серьезной финансовой поддержки дистрибьюторов практически нереально. В Голливуде существует три издания, которые ежедневно рассылаются 5 тысячам киноакадемиков. Если ты настроен на 'Оскар', необходимо в течение трех месяцев размещать рекламу фильма-номинанта во всех этих журналах. Когда выдвигался 'Дневник его жены', мы смогли себе позволить купить лишь по полстраницы в двух изданиях, выложив 20 тыс. долл. из собственного кармана. Дистрибьюторы фильма, который в итоге получил 'Оскара', потратили на раскрутку 100 млн. долл. Пока у картины нет серьезного рекламного бюджета, не может быть никакой речи об объективности. Можно снять шедевр, но если нет денег на раскрутку, фильм останется незамеченным. Это не плохо и не хорошо - это закон большого кинематографа, обойти который невозможно'.
('АиФ', ?4, 2004).