'72 МЕТРА': БЛОКБАСТЕР С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
Фильм представлял актер Сергей Гармаш. Он сказал, что сам увидел картину впервые только накануне, в Москве. 'Владимир Иванович Хотиненко снял картину, которая, на мой взгляд, может всех нас вернуть к какому-то кино, которое нам всем дорого', - заметил актер. Тут же выяснилось, что сам г-н Гармаш предпочитает всем фильмам вошедшие в 'золотой фонд' советского кино 'Балладу о солдате', 'Весну на Заречной улице' и 'Служили два товарища'. 'Мое любимое кино - там, - признался Сергей Гармаш, но уверенно добавил: Несмотря на то что в картине '72 метра' есть элементы, как теперь говорят, блокбастера, это человеческое кино. Для меня это очень серьезная картина, которая заставляет вспомнить о тех, о ком мало помнят. Подводники - это отдельные, совершенно особенные люди. Я бы мог попытаться рассказать об артиллеристах или о танкистах, а вот о подводниках - не сумею: это то, чего я понять не могу. Это каста. Низкий им поклон'. Однако главным в выступлении Сергея Гармаша оказалось совсем иное - его личная история. Оказалось, когда Владимир Хотиненко приглашал актера сниматься в картине, то сообщил, что съемки будут проходить в Севастополе, Североморске, Кронштадте и Москве. Именно Североморск стал особым 'манком' для актера: дело в том, что там жила его первая любовь, девушка, которую он встретил еще в Днепропетровском театральном училище. 'Я поехал в экспедицию и нашел ее. Она сейчас здесь', - сообщил г-н Гармаш. Зрители 'Авроры', растрогавшись, устроили овацию. Марина пришла на премьеру с мужем и дочерью-подростком и теперь познакомила Сергея Гармаша с ними. Она рассказала, что ждала Гармаша из армии, до сих пор хранит его письма, 'но жизнь как-то развела нас'. Совершенно за другим человеком Марина отправилась на Север, где танцевала в ансамбле флота, а потом встретила Дмитрия Глебовича, который стал ее мужем. Двенадцать лет он был подводником, и лишь совсем недавно они перебрались в Петербург, где и живут. Так зеркально отразились друг в друге судьба артиста, нашедшего свою первую любовь, и судьба его персонажа - Николая Крауса, который не по своей вине потерял свою любовь.
Несомненно, фильм '72 метра' - это прежде всего попытка 'догнать и перегнать Америку'. Дело тут не в создании конкретного 'нашего ответа' на 'К-19': очевидно, что российский кинематограф по уровню спецэффектов (не компьютерных, а живых, что гораздо труднее) хочет приблизиться к голливудским. Ибо чувствует: нет зрелища - нет массы и кассы, таковы законы шоу-бизнеса. Составной частью такового, по условиям игры, здесь выступают актеры-звезды. В данном случае это превосходные артисты и 'настоящие мужики' Андрей Краско, Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, Марат Башаров, Дмитрий Ульянов. А вместе с ними - Чулпан Хаматова. Все вместе они разыграют историю подлодки на фоне истории любви, дружбы и ревности; на фоне морских армейских будней, толщи воды, подвига, силы и слабости.
Режиссер Владимир Хотиненко - не новичок в создании лирических историй, на самом деле стремящихся превратиться в притчу; есть у него и 'большое полотно' - 'Рой', но откровенно героическая тема для него в новинку. Может быть, чувствуя необходимость 'подкрепления', а может - просто по законам жанра, Хотиненко пригласил написать музыку не кого-нибудь, а самого Эннио Морриконе. Знатный итальянец запросил, говорят, миллион долларов, но (и здесь первое разочарование) проиграл не только великому маршу 'Прощание славянки', но и старой песне о Черном море в исполнении Георга Отса. Второе разочарование - в среднестатистической, обыкновенной режиссуре. Фильм сделан по заказу Первого канала - и требования продюсеров очевидны. Необходимо было создать произведение большого стиля, но в рамках ожидаемых клише (голливудско-мосфильмовских); героическое, но не без лирических сцен; трагическое, но не без надежды; якобы достоверное, но без, допустим, ненормативной лексики ('мамкина норка' - поистине лексическая находка; о точности иных деталей пусть судят военные моряки) - и так далее. Все это нивелировало обычную манеру Хотиненко-старшего, который всегда отдавал дань некоей 'чертовщинке'. Здесь же лишь чайка с каплей красной краски, слишком примитивно намекающей на кровь, напоминает поначалу о некоем неочевидном плане - да исчезает в середине действия. Третье разочарование - нелогичность части сценарных ходов: вопросы повисают, не находя ответа. Например, если кто-то на берегу понял, где надо искать затонувшую лодку, - отчего же ее не ищут?.. Тем не менее 'картинка' вполне достойная: те, кто обеспечил подводные и комбинированные кадры, сработали грамотно, оператор Илья Демин проявил мастеровитость, хоть и обошелся без особой выдумки (действовал в рамках режиссерской задачи, разумеется). И, безусловно, есть настоящие актерские удачи. Это прежде всего Андрей Краско в роли капитана подлодки Янычара: он хоть женщину целует, хоть лекцию о русском языке читает, хоть утопленником по экрану проплывает - всЈ ему веришь. Во-вторых, это Сергей Гармаш, который играет 'настоящего русского морского офицера' Николая Крауса, 'абсолютную немчуру'. Краус не симпатию вызывает, а страх, и не жалость, а вечное отечественное недоумение. И актер это делает блестяще - жаль, что его на экране гораздо меньше, чем, например, ходульных Петра (Марат Башаров) и Ивана (Дмитрий Ульянов). Ибо он единственный здесь несет в себе трагедию и подлинно человеческую, а не придуманно кинематографическую сложность.
Ольга Шервуд, InterMedia