"ЛЮБОВЬ ПО ПРАВИЛАМ: И БЕЗ": МНОГО РОМАНТИКИ В МУТНОЙ ВОДЕ
63-летний казанова Гарри (Джек Николсон) отправляется со своей новой пассией Марин (Аманда Пит) к морю в дом ее матери Эрики (Дайан Китон)- сама Эрика, как предполагается, в этот момент куда-то уехала. Разумеется, в самый неподходящий момент мама - а также ее сестра, служившая в израильской армии (Фрэнсис Макдорманд) - вернется домой. Итогом незамедлительно последующего выяснения отношений станет инфаркт престарелого ловеласа.
Если предыдущая работа сценаристки и режиссера Нэнси Майерс повествовала, в частности, о женщине, которая приносит карьеру в жертву любви ('Чего хотят женщины', 2000), то на сей раз ее героиня успевает все и сразу. Эрика, одинокая женщина в летах (Дайан Китон), пишет сценарий о другой одинокой женщине в летах, где с точностью до имени повторяется все, что происходит с ней самой, пока она пишет этот сценарий. Или даже пьесу. А происходит с ней за эту одну неделю столько, сколько не происходило за все предыдущие сорок лет жизни, - несмотря на все литературные достижения на ниве драматургии, развод и взрослую дочь - вестницу перемен. Так и получился еще один из фильмов на тему женского одиночества. Исполнитель главной роли Джек Николсон демонстрирует хорошую средненькую игру, но для актера, пусть и знаменитого благодаря исполнению ролей безумцев с неординарными характерами, важно оживлять разных персонажей. На этот раз от Николсона потребовалось только много и сладко улыбаться, немного поплакать, имитировать инфаркт и бурную сексуальную жизнь. Его герой, несмотря на возраст, идет в ногу со временем, слушает рэп, меняет подружек раз в неделю, знакомится и назначает свидания через Интернет. А потом грустно оглядывается на прожитую жизнь.
У Майерс все фильмы рассчитаны на звездный состав: если не Мел Гибсон и Хелен Хант, так Николсон и Киану Ривз, которые с легкой руки режиссера - еще и соперники в любовной интриге. Весовые категории разные, финал ожидаем. Начинается фильм как классический ситком, продолжается - как фарс, завершается - как положено жанру 'женской комедии'. Слезы вызывают смех, смех героини переходит в слезы, смерть героя ее пьесы, он же в реальной жизни рыцарь ее сердца, вызывает у бродвейских зрителей просто-таки неприличный до гомерического хохот, это при живом-то прототипе. Прототип отпускает бороду а-ля дядя Хэм, машет на все рукой и подается на юга, чтобы через полгода вернуться опять. Ссоры чередуются с откровениями. Все смешно, легко и понятно, но только вот очень долго. Опять возникает один из главных вопросов: чего хочет женщина - и есть ли мужчина, понимающий это. Ответ на последний вопрос - нет, но это глубоко неважно, если очень любишь.
Квинтэссенция почти под занавес, когда мать советует дочери впустить любовь в свое сердце - и да будет ей счастье. И сама делает то же самое - где бы вы думали? Ага, в Париже, на одном из старых мостов через Сену. Вечер при свечах и парижские улочки, берег моря и в меру настойчивый и глубоко опытный мужчина ну очень в летах: что еще нужно в меру сентиментальным дамам двадцать первого века? Да все то же. Немного романтики, немного любви; теплое слово и нежный друг; хороший секс и семейное счастье.
Фильму предпослан эпиграф 'в сорок лет жизнь только начинается', но Майерс революционно замахивается на все шестьдесят. Хорошо, что такие комедии не доживают до сиквелов.
Павел Москов, InterMedia