ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ "КОНТРАФАКТ-2004"
Пресс-конференция, посвященная итогам проведения совместной акции Госторгинспекции Минэкономразвития и МВД РФ по пресечению незаконной деятельности в сфере интеллектуальной собственности под названием 'Контрафакт-2004' состоялась в Москве 1 марта. По данным МВД РФ, уровень оборота контрафактной продукции на российском рынке снизился на 20%. Специалисты удивлены тем, что достижения 'пиратов' оценили столь низко. В итоге закрыты 48 предприятий, которые изготавливали нелегальную аудио- и видеопродукцию, возбуждено 189 уголовных дел, выявлено 6 тысяч административных правонарушений, и главное - изъято контрафактной продукции на сумму 211 млн. руб. Главный государственный инспектор по торговле РФ Надежда Назина сообщила, что с начала года было проведено 161 мероприятие по контролю за нелегальной продукцией, в том числе в торговых комплексах 'Митинский' и 'Горбушкин двор'. Подобные мероприятия в последнее время стали в Москве довольно привычным явлением. Участились они в конце лета прошлого года: тогда в столице исчезла большая часть киосков, торговавших 'левой' продукцией. Успехи надо закреплять, поэтому чиновники намерены лоббировать поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Гражданский кодекс РФ, которые позволят сотрудникам Госторгинспекции составлять протоколы по факту торговли контрафактными товарами. На фоне официальной статистики, согласно которой уровень 'пиратства' в сфере производства аудио- и видеопродукции снизился на 20%, 'Контрафакт-2004' выглядит победной акцией. По мнению компаний, выпускающих легальную продукцию, реальность далека от победных реляций. Акция 'Контрафакт-2004' была разработана МВД России совместно с Госторгинспекцией Минэкономразвития РФ и проводилась в течение февраля. По словам начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Алексея Орлова, главной задачей спецоперации была 'декриминализация потребительского рынка в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности'. Однако спустя некоторое время лоточники стали возвращаться на свои прежние точки. Например, к метро 'Белорусская' поначалу подъезжала грузовая машина, с которой торговали 'пиратскими' дисками. Теперь же там, как и прежде, работают несколько киосков, предлагающих самые последние новинки за смешные деньги. Аналогичная ситуация и возле станции метро 'Калужская'. Осенью в подземном переходе были закрыты два ларька: один торговал компьютерными играми, а другой - музыкальной и видеопродукцией. В течение нескольких месяцев первый просто пустовал, а во втором продавали только чистые кассеты и батарейки. На прошлой неделе торговля возобновилась и идет довольно бойко. Тем не менее на прошедшей пресс-конференции ее участники заявили, что в прошлом году было изъято контрафактной аудио- и видеопродукции на 900 млн. руб., а уровень ее оборота снизился на 15-20%. С учетом того, что Россия в области пиратства считается одним из мировых лидеров, уступая лишь Китаю, где 90% всех продаваемых записей - нелегальные, в такое верится с трудом. Сомневаются в достоверности этих цифр и участники рынка. 'Неясно, как исчислялась, например, стоимость изъятой продукции: по среднерыночным ценам или по ценам производства, - сказал RBC Daily административный директор звукозаписывающей компании 'БМГ Россия' Игорь Микрюков. - Разница существенная, ведь стоимость производства компакт-диска в упаковке и с полиграфией - не более 30 центов за единицу продукции, тогда как 'пиратский' диск продается на 'Горбушке' не менее чем за 70 рублей. Разница в оценке получается более чем в восемь раз'. Вызывает сомнение у г-на Микрюкова и снижение доли 'пиратской' продукции на 20%. 'Простая арифметика дает следующий результат: контрафактных дисков выпущено 88 млн. за 2003 год. Если изъято 2 млн., то это меньше 2,27%, - прокомментировал он. - Если же посчитать по цене производства, выходит, что изъято почти 19,3% 'пиратской' продукции, что невероятно, поскольку ГУБЭП обязательно сообщило бы об этом в абсолютных цифрах, а не в процентах, то есть что за год изъяли почти 17 млн. 'левых' компакт-дисков'. Между тем работа по снижению объемов 'пиратской' продукции действительно ведется. Как сообщили RBC Daily в Ассоциации DVD-издателей, в пятницу на территории Пушкинского электромеханического завода было обнаружено оборудование для производства DVD. Мощности принадлежащей ООО 'ОКАПИ' техники позволяли производить до 2 млн. дисков в месяц. 'В России огромное количество производственных линий по выпуску DVD, - сказал RBC Daily председатель ассоциации Андрей Посадский. - По моей информации, в стране не меньше семи нелегальных заводов, они все известны. Но проблема в том, что в отношении их руководства (а оно, как правило, подставное) будут приниматься те же меры, что и в отношении лоточников. Они могут получить от двух до пяти лет наказания, но, срок, как правило, дают условно'. Сейчас, по данным г-на Посадского, на один легальный DVD в России приходится 7-9 'пиратских'. По самым скромным оценкам, годовой оборот в этой отрасли составляет порядка 14 млн. дисков. Причем если раньше DVD-продукция была довольно дорогим удовольствием, то сейчас производители начали снижать на нее цены. По некоторым позициям, например, оптовая цена легального DVD-диска составляет всего 4 доллара (пиратский при этом, правда, стоит 1,5 - 1,7 долл.). 'Снижение цен на DVD возможно до 5 раз, - комментирует Андрей Посадский. - Но, сколько бы их ни снижали, у 'пиратов' диски будут в два раза дешевле. Ведь они оплачивают только тиражирование (стоит всего 0,70 - 1,20 долл.), а легальным производителям приходится платить за авторские права, получение самого материала, его оцифровку, перевод и титрование, закупку дополнительных материалов, тиражирование, рекламную кампанию и обеспечение продаж'. Аналогичного мнения придерживаются и в региональном представительстве IFPI (Международной федерации фонографической промышленности). 'Снижение цен не станет решением проблемы, - сказал RBC Daily глава представительства IFPI по России и СНГ Игорь Пожитков. - Например, российские 'дочки' иностранных звукозаписывающих компаний выпускают кириллические релизы по сниженным ценам, но перемен это не дало. Бороться экономическими мерами в данном случае невозможно, да и снижать цены до пиратского уровня мы не в состоянии. С таким же успехом можно предлагать Daimler-Chrysler снижать цены на 'Мерседесы', потому что в России можно купить ворованную машину этой марки за 20-30 тысяч долларов'. Что же до акций, подобных 'Контрафакту', то они, по словам Игоря Микрюкова, имеют узконаправленный эффект, в то время как большинство 'обнаруженных и закрытых 'пиратских' производств' - работа на заказ.