ЛЕВ ГОТОВЦЕВ - 'ПРАВДА О ШОУ-БИЗНЕСЕ'
Книгу с завлекательным названием и отталкивающей обложкой (микрофон, у которого вместо головки - жирная клубничина) написал менеджер Олега Газманова Лев Готовцев. Он не из тех продюсеров, чьи имена на слуху не меньше, чем имена их подопечных. Готовцев - представитель плеяды шоу-бизнесменов, вышедших из советской системы филармоний, 'москонцертов' и 'артистов первой категории'. Круг его общения, соответственно, вращается в сферах официозно-эстрадных, приближенных к учреждениям типа ГЦКЗ 'Россия'. Продюсеры этого круга - скорее чиновники, чем шоумены. Поэтому от книги Льва Ивановича вряд ли стоило ожидать громких сенсаций и захватывающего сюжета. Первые главы вполне подтверждают пессимистический настрой. 'Общение с такими незаурядными личностями подспудно формировало и мое самоощущение в собственной жизни, в отношении к делу, которому начал служить. Это общение во многом определило мою дальнейшую судьбу и, я считаю, помогло встретить свою удачу, без которой просто невозможно существовать в той сфере деятельности, которую для себя избрал', - пишет г-н Готовцев на 18-й странице, и после таких выражений продолжить знакомство с произведением способен только очень стойкий читатель.
Дальше оказалось не так страшно. Рассказы о продюсерах (Юрий Маликов, Александр Цекало, Евгений Розенгауз, Борис Краснов, Александр Солдаткин, Александр Иратов и др.) построены в форме интервью, что позволило избежать обтекаемых фраз и излишних славословий в адрес коллег: каждый хвалит себя в меру собственной скромности, а попутно иногда рассказывает что-то интересное, например малоизвестные факты из жизни Киркорова, Пугачевой, Барыкина и др. Большинство интервьюируемых представляют тот самый клан продюсеров-чиновников, которые снисходительно взирают на актуальных звезд типа 'Тату' и совершенно уверены в том, что это все пена, а вот их газмановы и лещенко несут в массы настоящее искусство. К тому же Лев Готовцев трогательно считает, что премия 'Овация' действительно является российским аналогом Grammy и объективной оценкой творческих достижений артиста, а не финансовых возможностей его спонсоров. (С другой стороны, у самого Готовцева есть 'Овация' в номинации 'лучший менеджер', у его артиста на полке целый взвод статуэток стоит - и как еще прикажете им относиться к этой премии?) К сожалению, книжка не избежала огромного количества пунктуационных ошибок; есть и фактические: литобработчик Н.В.Голованова, очевидно, не в курсе музыкальных реалий, поэтому солист 'Круиза' Монин назван Ланиным, а поэт Вулых - вовсе Голухом. Почему номинальный автор не обратил внимания на эти и другие ляпы, можно только предположить: видимо, перепутанные персоналии в число близких знакомых Льва Ивановича не входят, поэтому ему было все равно.
Возможно, простому читателю книга и приоткроет дверку на заманчивую кухню шоу-бизнеса. Профессионалам же читать это довольно скучно: любопытными могут показаться разве что биографические данные кого-то из героев и набранная 'между строк' пара сенсационных намеков, понять которые может только человек, находящийся в теме. Упоминается, например, возможный убийца Листьева, а также неназванный продюсер группы 'Мальчишник', сбежавший с деньгами за океан. Профи разберутся (впрочем, для них эти сенсации новостью не станут), остальные не поймут. В целом же книга соответствует своему громкому названию, но с небольшой поправкой. В ней изложена правда не то чтобы о шоу-бизнесе, но о той его части, которая раньше называлась советской эстрадой и которая смогла выжить в новых условиях. Это немного виртуальный шоу-бизнес: ему уютно в затхлой атмосфере центрального концертного зала страны, но от настоящей жизни он старается держаться подальше.
Рита Скитер, InterMedia