ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ФРАНЦУЗСКОГО КИНЕМАТОГРАФА В МОСКВЕ
Программа фестиваля - см. ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОГРАММА 'ДНЕЙ ФРАНКОФОНИИ' В МУЗЕЕ КИНО
17 марта
19.00, зал Сергея Эйзенштейна (5) - 'Порнографическая связь' (Une liaison pornographique, Франция - Швейцария - Бельгия - Люксембург, 1999, режиссер - Фредерик Фонтейн, в ролях - Сержи Лопес, Натали Бай) (с переводом).
Она дала объявление в газету, что хочет познакомиться с мужчиной для 'порнографической связи'. Он откликнулся электронным письмом. Они встретились в парижском кафе, поговорили и: понравились друг другу, решив снять номер в гостинице. Теперь раз в неделю они выкрадывают у жизни несколько часов для интимного общения. Но поддерживать только сексуальные отношения, не зная имен друг друга, не так легко, как казалось. И вот однажды они обнаруживают, что стали намного ближе, чем обычные любовники.
19.30, зал Чарли Чаплина (4) - 'Порнографическая связь' (без перевода).
18 марта
19.00, зал Сергея Эйзенштейна (5) - 'Нашествие варваров' (Les Invasions Barbares, Канада-Франция, 2003, режиссер - Дени Аркан, в ролях - Реми Жирар, Стефан Руссо, Доротея Берриман, Луиз Порталь, Дени Аркан) (с переводом).
Продолжение скандально знаменитого шедевра канадского режиссера Дени Аркана "Закат американской империи" (1986). Пятнадцать лет спустя герои "Заката" снова собираются, чтобы поделиться друг с другом и с нами историями своих похождений. Старые друзья встречаются у постели тяжело больного Реми, которому сегодня уже за пятьдесят. Его сын Себастьян прилетает в Монреаль из Англии, чтобы поддержать отца и помочь своей матери. Себастьян хочет облегчить страдания отца и совершает невозможное. Ему удается вновь собрать старых приятелей Реми - веселую кампанию, с которой отец Себастьяна был неразлучен всю жизнь. И вот все они приходят навестить Реми: его друзья, родственники и бывшие любовницы:
19.30, зал Чарли Чаплина (4) - 'Нашествие варваров' (без перевода).
19 марта
18.30, зал Сергея Эйзенштейна (5) - 'Жизнь на Земле' (La vie sur terre, Франция - Мавритания - Мали, 1998, режиссер - Абдеррахман Сиссако) (с переводом).
В канун 2000 года герой, кинорежиссер, проживающий во Франции, решает вернуться в Соколо, небольшую деревеньку в Мали, чтобы разыскать своего отца. Он приезжает в деревню, переодевается, садится на велосипед и ездит по ее улочкам и окрестностям. Тогда-то он и встречает Нану, тоже ненадолго приехавшую сюда. Что-то невидимое, похожее на игру, завязывается между ними, в то время как жизнь в деревне идет своим чередом :
'Октябрь' (L'octobre, Мали - Мавритания, 1991, режиссер - Абдеррахман Сиссако).
Короткометражный фильм о жизни африканских студентов в Москве, снятый по личным впечатлениям режиссера.
19.00, зал Чарли Чаплина (4) - 'Жизнь на Земле' (без перевода).
21 марта
18.30, зал Сергея Эйзенштейна (5) - 'В ожидании счастья' (Heremakono/En Attendant le Bonheur, Франция - Мавритания, 2002, режиссер - Абдеррахман Сиссако) (с переводом)
Нуадибу - небольшая рыбачья деревня, примостившаяся на полуострове на побережье Мавритании. Абдаллах, молодой 17-летний малиец, приезжает туда к своей матери. В ожидании отъезда в Европу. В этом местечке, являющимся символом изгнания и хрупких надежд, молодой человек, не знающий языка, на котором говорят местные жители, пытается разобраться в окружающей его действительности: Нана, молодая женщина, Махан, как и он, мечтающий о Европе, и Маата, в прошлом рыбак, а сегодня - электрик, и его ученик Хатра, смышленый мальчуган-подмастерье. Именно этот проказник и будет обучать Абдаллаха местному языку, чтобы тот смог разорвать круг молчания, в плену которого оказался. На наших глазах эти компании складываются и распадаются в ожидании гипотетического счастья:
19.00, зал Чарли Чаплина (4) - 'В ожидании счастья' (без перевода).
22 марта
19.00, зал Сергея Эйзенштейна (5) - 'Жизнь - это роман' (La vie est un roman, Франция, 1983, режиссер - Ален Рене, в главных ролях - Витторио Гассман, Фанни Ардан, Джеральдин Чаплин, Руджеро Раймонди, Пьер Ардети) (с переводом).
Первое десятилетие ХХ века, Арденны. Граф Форбек раскрывает планы своего архитектора, который замыслил утопический город счастья. Планы терпят крушение в связи с началом войны, но граф не бросает план и всем своим посвященным друзьям дает наркотик, позволяющий им оказаться в этой идеальной гармонии и счастье. Однако его бывшая любовница (Ардан) не разделяет его взглядов: Наши дни. Группа учителей и профессоров, поселившаяся в замке Форбека ищет свое счастье с помощью воображения и под руководством своего гуру Джанни (Гуссман). И третья история - история разгула воображения одного из учеников у профессора из предыдущей новеллы на фоне вагнерианского фантазийного пейзажа с королями и драконами. Нельзя обрести счастье через другого человека, его можно найти только выражая самое себя: И каждый волен это делать по-разному. Как это, к примеру, делает здесь Рене, заставляя персонажей говорить каждого от своего лица, а временами от своего воображения, моментами срываясь на мюзикл с темой сложности жизни в этом мире, а иногда комментируя неожиданно и сам фильм.
21.00, зал Чарли Чаплина (4) - 'Жизнь - это роман' (без перевода).
23 марта
19.00, зал Сергея Эйзенштейна (5) - 'Любовь до смерти' (L'amour а mort, Франция, 1984, режиссер - Ален Рене, в ролях - Фанни Ардан, Сабина Азема, Андре Дюссолье) (с переводом).
Один из самых сложных - во всех смыслах - фильмов режиссера, снятых в 80-х, посвященный двум великим чудесам этого мира - смерти и любви: Элизабет и Симон горячо любят и продолжают любить друг друга даже тогда, когда Симон внезапно умирает. Однако, как выясняется, ненадолго: Симон почти сразу возвращается с того света к жизни, и не показывает никаких больше признаков его нездоровья, чем удивленная парочка делится с друзьями. Джудит (Фанни Ардан) и Джером (Андре Дюссолье), их друзья и протестантстские пасторы, пытаются понять, как Симон и Элизабет должны себя чувствовать в этой ситуации, вызывая их на теологические и философские дискуссии. Но те не спешат к ним присоединиться: услышанная Симоном удивительная музыка - музыка любви за пределами смерти - вызывает к жизни чувство, которому оба не в силах противостоять. Музыка была написана композитором Гансом Вернером Хенцем специально для картины - не чтобы подчеркнуть эмоции персонажей, как обычно, а для создания целых эпизодов как таковых, рассказывающих истории, которые нельзя рассказать иначе, как гармонией звуков:
21.00, зал Чарли Чаплина (4) - 'Любовь до смерти' (без перевода).
25 марта
19.00, зал Сергея Эйзенштейна (5) - 'Я хочу домой' (Je Veux Rentrer А La Maison, Франция, 1989, режиссер - Ален Рене, ролях - Жерар Депардье, Лаура Бенсон, Адольф Грин) (с переводом).
Герои с реальными прототипами и рисованные персонажи, чем-то напоминающие 'Розовую пантеру', встречаются в этой комедии абсурда, наиболее типичной для последнего периода творчества Алена Рене. Джоу Уэллман (А.Грин), сварливый американский карикатурист, принимает приглашение приехать в Париж. Отчасти из-за грядущей здесь выставки его работ, отчасти потому, что здесь учится его дочка Элси (Лаура Бенсон), когда-то покинувшая отца и Штаты, а сейчас безуспешно пытающаяся заполучить профессора Кристиана Готье (Депардье) в рецензенты своей курсовой по Флоберу. Но Готье очарован культурой Америки и приглашает Джоуи с другими американцами в дом своей матери на уик-эндный маскарад. На начало вечеринки в дом Готье приезжает и Элси, чтобы быть абсолютно шокированной той прогрессией, с которой протекает культурная адаптация ее папочки на французской земле.
21.00, зал Чарли Чаплина (4) - 'Я хочу домой' (без перевода).