ОБМАНУТЫЙ КОМПОЗИТОР ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ АВТОРСТВА
В связи с инцидентом представителям прессы было направлено письмо, содержащее подробности случившегося и подписанное композитором, народным артистом России, председателем Союза композиторов РФ Владиславом Казениным, композитором, заслуженным артистом России, председателем Союза московских композиторов Олегом Галаховым, композитором, лауреатом Государственной премии РФ Владимиром Мартыновым и музыковедом, продюсером международного фестиваля новой музыки 'Альтернатива' Дмитрием Уховым. В письме, в частности, говорится:
'С 23 по 27 февраля на малой сцене 'Содружества актеров Таганки' (художественный руководитель - народный артист России Николай Губенко) проходила премьера музыкального спектакля 'Гатам' (режиссер-постановщик И.Смурыгина). Это сквозное музыкальное действо, где драматические актеры должны исполнять не только русские народные песни, но и вокальные импровизации, а также распевать стихи как ансамблевые номера. Да и отсутствие сюжетной линии спектакля потребовало построения его по законам музыкальной формы. Поскольку режиссер не имеет никакого музыкального образования, для воплощения такой непростой идеи понадобился высокопрофессиональный композитор, да еще неплохо бы было, чтобы он умел петь, да еще импровизировать голосом в разных стилях, да еще учить этому других, да еще бы занимался расшифровками фольклора с магнитофонных записей.
И такой универсальный человек в Москве нашелся. У Татьяны Михеевой за плечами консерватория и аспирантура по классу композиции, многочисленные участия в крупнейших международных фестивалях, сотрудничество с ведущими коллективами страны: Большим театром, ансамблем Дмитрия Покровского, ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, театром народной музыки под управлением Тамары Смысловой (старый состав ансамбля Покровского), известными солистами в нашей стране и за рубежом, драматическими театрами, киностудиями, телевидением. Она - член Союза композиторов России, чья музыка звучит по радио, издается на компакт-дисках в разных странах мира. Т.Михеева - уникальная певица-импровизатор, участник многих отечественных и международных проектов (академических, этноджазовых, авангардных и пр.), в том числе и записей на CD. Не чужд ее голос и публике московских блюзовых и джазовых клубов.
По устному договору И.Смурыгина пригласила работать Т.Михееву в двух качествах: как композитора и концертмейстера (выучивание на репетициях с актерами сочиненного материала, партий так называемых 'импровизаций', народных песен). Заключение письменного договора и выплата композиторского гонорара были обещаны Смурыгиной по завершению работы над спектаклем, поскольку на тот момент театр не имел официальной регистрации. Композитор вкладывал в этот проект свой творческий дар на протяжении 9 месяцев 2003 года (с февраля по октябрь). Мобильные формы спектакля требовали ежедневной работы в тандеме композитор - режиссер (и исполнители). Музыка была сочинена, одобрена, отрепетирована.
Но как только Татьяна Михеева выполнила последний заказ режиссера и настал момент выполнения всех имеющихся в отношении спектакля договоренностей, с г-жой Смурыгиной что-то случилось: она исчезла без всяких объяснений, 'забыв' пригласить композитора на прогоны спектакля (их было несколько), нигде и никогда не называла его имени и не оглашала факт участия музыканта-профессионала в теперь уже ЕЕ работе. Экспертная комиссия, назначенная руководством Союза московских композиторов, пришла к заключению, что спектакль 'Гатам' создан на основе музыкальной партитуры Т.Михеевой.
Следующий премьерный спектакль пройдет в апреле. Но в программке автором музыкальной композиции И.Смурыгина представила себя'.