"СТРАСТИ ХРИСТОВЫ": МЕЛ ГИБСОН НЕ ВЕДАЛ, ЧТО ТВОРИТ ШЕДЕВР
Фильм повествует о последних двенадцати часах жизни Христа. После молитвы в Гефсиманском саду и предательского поцелуя Иуды Искариота Христос арестован фарисеями. Впереди - издевательства, избиения, мучительный путь на Голгофу и божественный подвиг распятия.
Первый фильм, обращенный к евангелическим текстам, поставил еще в 1927 году Сесил Б. ДеМилль. Впоследствии к этой тематике обращались Джордж Стивенс и Пьетро Паоло Пазолини, Генри Костер и Мартин Скорсезе. В отличие от своих именитых коллег, Мел Гибсон ставил своей целью воссоздать с практически документальной точностью именно последние часы земной жизни Сына Человеческого. Получилось страшно. Монументальный натурализм, воссозданный в мрачно-возвышенном стиле живописи Караваджо и озвученный на трех 'мертвых' языках - арамейском, латыни и вульгарном латинском диалекте, - дышит той удивительной подлинностью, которая вызывает настоящую, пугающую дрожь. Именно жестокий реализм картины послужил причиной шумихи, сопровождаемой фильм на Западе. Случай с сердечным приступом во время просмотра 'Страстей', случившийся с одной из зрительниц в Америке, - отнюдь не удачный ход рекламной кампании. Людям со слабыми нервами лучше поостеречься: зрелище очень тяжелое - как для верующих, так и для атеистически настроенных потребителей киноиллюзий. Так, к примеру, Джеймс Кэвизел, исполняющий роль Христа, на съемках действительно испытывал настоящие физические мучения - от грима его тело покрылось болезненными волдырями. Крест, который актер нес на Голгофу, был отнюдь не бутафорским и весил 70 килограммов. Потому страдания Христа выглядят более чем реально. Несмотря на то что истязаниям в ленте отводится первое место, разумеется, 'Страсти' - фильм отнюдь не о насилии. В большей степени он повествует о человеческой природе в целом, которая за две тысячи лет практически не изменилась.
'Женщина осуждена рожать, потому что человечеству нужно кого-то распинать', - говорит героиня одного из романов норвежской писательницы Хербьерг Вассму. В данном случае схожая мысль проходит кровавой нитью через весь фильм. Причем не следует думать, что католик Гибсон сомневается в божественном происхождении Христа, - в последние минуты картины, словно награда сомневающимся зрителям за пережитое ранее, показано воскресение Бога.
Одно из главных достоинств 'Страстей' - удачные типажи. Отдельного упоминания стоит итальянка Розалинда Челентано (дочь Адриано Челентано), играющая Сатану - жуткое андрогинное гипнотизирующее существо с женским лицом и мужским голосом. Следует отметить и удивительную тактичность, проявленную Гибсоном в изображении тонкой грани, разделяющей реальность и потусторонний мир. Подобному высокому изяществу стоит поучиться многим современным мастерам, творящим в жанре 'хоррор'. Сцены с детьми-бесами, окружающими Иуду и фактически доводящими его до самоубийства, впечатляют особым дуализмом - невозможно определить, то ли это эманации раскаянья бывшего апостола, то ли реальное зло, проявившееся в нашем мире.
Если ранее можно было сколько угодно подвергать сомнению режиссерский талант Мела Гибсона, то сейчас становится пугающе ясно одно: 'Страсти Христовы' - подлинное произведение искусства и однозначно один из самых значительных фильмов последнего времени. Если не самый правдивый фильм о Христе вообще. Особенно важным кажется и тот факт, что картина одобрена не только католической, но и православной церквью, обычно подвергающей критике все евангелические экранизации западного мира. Православным людям рекомендуется смотреть эту картину в Страстную пятницу. Всем остальным (у кого крепкие нервы) - в любое свободное время, поскольку пропустить это событие никак нельзя. История этого не простит никому.
Анастасия Белокурова, InterMedia