ИТАН ХОУК: ЗАБИРАЯ ЖИЗНИ ТЕРПЕЛИВЫХ КИНОМАНОВ
Он (Итан Хоук) - монреальский маньяк-убийца, с 12 лет присваивающий себе внутренний мир своих жертв, время от времени создавая себе новые жизни. Она (Анджелина Джоли) - специальный агент ФБР, умница со стажем, предпочитающая нетрадиционный способ расследования. Охотник и жертва, меняющиеся местами по ходу действия, они образуют традиционный дуал страха и секса - необходимых фрейдистских символов, на которых сколотили состояния голливудские спекулянты зрительскими эмоциями. Криминальная любовь с необходимым декорумом из полуразложившихся трупов всегда носит привкус запекшийся крови, пропитывающей белоснежные простыни злополучных любовников. Здесь, как и всегда, в наличии взрывоопасный запах погони, таинственно-затхлые комнаты, где лелеет свои преступные замыслы великий притворщик, подставные неудачливые мошенники и жаркая патологическая связь, завершающаяся годаровско-караксовским смертельной сентенцией с ножницами.
Современный триллер переживает трудные времена. Эпоха гениальных маньяков (от Роберта Митчема до Кевина Спейси) навсегда отпечаталась на сетчатке синефильских глаз психоделически-кровавой феерией поэтического, инфернального ужаса. Бутафорски беспомощный псевдокошмар последних времен - не более чем суррогат изживающего себя жанра. 'Забирая жизни' демонстрирует знание знаковых картин. Мало того, практически состоит из скрытых цитат - таким образом режиссер Карузо стремится к созданию очередного 'шедевра', достойного встать в один ряд с культовыми образчиками маниакального триллера последних десятилетий. И Джонатан Демме, и Дэвид Финчер, и братья Коэны, и даже Энтони Мингелла невольно приложили свою руку к тому, чтобы 'Забирая жизни' получило свое право на жизнь, честно говоря, довольно сомнительное. Поскольку воспользоваться достижениями коллег во всей полноте авторы не сумели, либо не захотели вовсе. И пускай среди дремучих снегов Пенсильвании бродит беременная героиня Анджелины Джоли, неуклонно вызывая в памяти безупречный коэновский 'Фарго', а убийца в исполнении Итана Хоука орошает больничный лифт чужой кровью, делая неловкий реверанс в сторону 'Молчания ягнят'. Все это не более чем упражнения в глупости, беспомощная и нелепая попытка обмануть зрителя, выдавая набор банальностей за реальную 'психологическую драму любви и смерти'.
Жаль только, что никто не подсказал Карузо, что убивать злодея при помощи ножниц в начале ХХI века - занятие пошлое и непродуктивное. Тогда, возможно, 'Забирая жизни' не отнимал бы у истосковавшегося по крепко сбитому триллеру зрителя время на двухчасовой просмотр однодневной бессмыслицы.
Анастасия Белокурова, InterMedia