ВИОЛОНЧЕЛЬ И НЕМНОГО ФИЛОСОФИИ
В отличие от первых семи режиссеров эти авторы поняли задание довольно буквально и рассуждали о времени прямо с экрана, цитируя 'Исповедь блаженного Августина' (Шлендорф) или говоря от себя (Годар). Поэтому вторая часть получилась слегка лобовой, более дидактичной и воспитательной, а потому нудноватой. Мало кто из режиссеров захотел или смог передать 'непреодолимую силу' и 'неразгаданную тайну' времени, не просто заявив это прямым текстом, а рассказав простую историю или всего лишь оглядевшись вокруг. Возможно, лучше других это удалось Бертолуччи, Сабо и Редфорду. Бертолуччи снял черно-белую буддийскую притчу о человеке, жизнь которого менялась бурно (из беженца он превратился в хозяина бензоколонки где-то в Италии), но от этого не стала более наполненной смыслом. Иштван Сабо за десять минут превратил женщину, ожидавшую мужа в день его рождения домой на романтический ужин вдвоем, в его невольную убийцу. Майкл Рэдфорд позволил 40-летнему астронавту после десятиминутного космического полета вернуться домой, только чтобы успеть к постели своего умирающего сына, который за то же земное время состарился лет до 70-ти.
А вот Иржи Менцель в документальном кино спрессовал в десять минут жизнь одного известного в Чехии актера, склеив кадры из его фильмов разных лет. Клэр Дэни заставила нас выслушать десятиминутный, довольно скучный, разговор в поезде девушки и профессора о качественных изменениях в обществе, когда в него внедряется Чужой, чтобы на последних кадрах показать, как смутились собеседники, как только в купе зашел чернокожий иностранец.
Среди этих историй есть более традиционные (как у Бертолуччи, Рэдфорда или Сабо, правда, последний снял весь фильм одним куском), есть и менее (Дэни, например, решилась на провокацию зрителя заумным разговором на модную тему и развязкой лишь в самом финале десятиминутки). А вот на эксперименты с киноязыком отважились только Годар и Фиггис. Годар обращался к зрителю титрами и кадрами из фильмов (в том числе и своих), говоря о последних минутах любви, страха и даже кинематографа - всему приходит конец. Майк Фиггис продолжил собственные эксперименты со временем в кино: на этот раз его, привычный после 'Таймкода' и 'Отеля', разделенный на четыре части экран показывал не просто события, происходящие в одно время с четырьмя героями, - а четыре разных времени жизни главного героя (детство, юность, зрелость), свободно перемещавшегося между экранами и временами. Фильм, правда, стал в четыре раза сложнее и принят зрителями был довольно прохладно.
Остальным новеллам плотно набитый публикой зал (зрители сидели на ступеньках и стояли вдоль стен) аплодировал активно. В том числе и фильму, показанному самым первым, - документальной короткометражке Герца Франка и Юриса Подниекса 'На 10 минут старше' 1976 года, вдохновившей Вендерса на создание киноальманаха. Этим подарком от линии 'Другое кино' и Музея кино начинался вечер, а заканчивался музыкальной частью проекта - концертной программой 'На десять минут старше' Евгения Федорова (Tequilajazzz) и еще пяти музыкантов различных жанров и направлений в клубе 'Тинькофф'.