"ЗАТОЙЧИ": ПОДНЯВШИЙ МЕЧ ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ

Пресс-показ экшн-боевика 'Затойчи' (Zatoichi, Япония, 2003, режиссер - Такеши Китано, в ролях - Бит Такеши, Таданобу Асано, Митие Огусу, Юи Нацукава, Гуадалканал Така) прошел в кинотеатре 'Ролан' 5 апреля.
Япония, XIX век. Пожилой слепой странник по имени Затойчи (Такеши) приходит в маленький городок в горах. За смиренным обликом безобидного костоправа скрывается уникальный воин с поразительными способностями к боевым искусствам. В то же время поселяне страдают от жестокого самурайского клана Гиндзо, взимающего с несчастных непомерную дань. С тех пор, как на службу клану поступил искусный боец - самурай-ронин Хаттори (Асано), злодеи принялись творить безнаказанное беззаконие с новым энтузиазмом. Интрига разворачивается в полной мере, когда в городке появляются две прекрасные гейши, прячущие мечи в музыкальных инструментах и вспарывающие животы своим клиентам. Остановить нарастающий беспредел, что практически тождественно истреблению преступных самураев, сможет только Затойчи.
В 60-х - 70-х годах, японская киностудия Daye делала здоровый бизнес, снимая одну за другой серии для телесериала об неуязвимом Затойчи, благодаря чему этот герой стал одной из самых знаковых фигур японской киномифологии. Все эти годы, Затойчи воплощал на экране ныне покойный актер Синтаро Катсу. Европеизированный вариант этой истории предложил в 1989 году Филлип Нойс, сняв в роли слепого мастера боевых искусств Рутгера Хауэра - фильм носит название 'Слепая ярость'. Такеши Китано (он же Бит Такеши) делает свою версию спустя 14 лет, после выпуска последней картины этой серии - 'Возвращение Затойчи', созданной в 1989 году, в силу чего привычный для японского зрителя образ Затойчи претерпел значительные изменения. Сам Китано, играющий главную роль, стремился к тому, чтобы новые приключения 'японского Зорро' отдавали большей эксцентричностью, нежели было принято согласно традиции. Потому вместо черноволосого Синтаро Катсу, хранящего меч в коричневой трости, перед нами предстал платиновый блондин Бит Такеши с мечом в лакированных красных ножнах. А вместо фирменного для фильмов Китано саундтрека от Джо Хисаиши, отточенные движения стали и плоти иллюстрирует музыка ремиксера Кейчи Сузуки.
То, что на фоне повального увлечения Голливуда Японией, Такеши Китано снимает кино в стилях дзидай-геки и самбара, не удивительно. Поражает другое: как два таких мастера, как Китано и Тарантино, в своих последних, параллельных работах сделали фильмы принадлежащие исключительно пространству кино и ничему более. В обоих случаях, реализм (если там и бывал такой) покинул экран навсегда. 'В кино можно делать все', - диктует новоявленная мода. С легкой руки того же Тарантино цитирование классики превращается в эталон. Не отстает и Такеши Китано. Сохраняя фактически неизменной бытовую и идейную фактуру самурайских фильмов Акиры Куросавы, имевшего склонность мешать в один коктейль итальянский неореализм и японскую самобытность, автор 'Фейерверка' и 'Брата якудзы' на этот раз создает особенное зрелище, в котором высокий пафос боевых искусств запросто соседствует с изящным, фрагментарным бурлеском. При этом Китано ни на секунду не впадает в совершенно неуместный в данном случае психологизм и, слава Богу, не представляет зрителю свое, авторское развитие темы 'самбара'. В отличии от предыдущих 'Кукол' или, к примеру, от последнего фильма Кането Синдо 'Сова', где концептуальная театральность задавала тон пластическому решению картины, 'Затойчи' - 'совершенно чистое кино', в котором анимационная кровь так же ирреальна, как крестьяне, лихо отплясывающие степ, провожая героя-победителя из города.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости