"ДЕВУШКИ С КАЛЕНДАРЯ": КРАСОТА ПО-АНГЛИЙСКИ
Сюжет этой трагикомедии может показаться невероятным и надуманным, однако основан он на реальных событиях, о чем сообщается в финальных титрах фильма. В Йоркшире женщины не первой уже молодости решили сняться обнаженными для очередного ежегодного календаря Женского института (этакий клуб по интересам), чтобы заработать денег для больных лейкемией (в фильме - на покупку дивана в местную больницу). 'Не голыми, а обнаженными', - уточняют они и преодолевают все трудности на своем пути: свое смущение и смущение фотографа - молодого мужчины, косность руководителей Женского института, которые не хотят поначалу давать своего одобрения на издание календаря, - и в конце концов побеждают. То есть зарабатывают сумму, которая превышает необходимую в десятки и сотни раз, становятся объектами пристального внимания всех возможных СМИ и самыми популярными людьми Великобритании, даже едут в Голливуд поучаствовать в ток-шоу и сняться в рекламе.
В картине уютно все: место действия - маленький городок Нэйпли, который в фильме называют деревней, с домами, окруженными садиками и белыми оградками. Сами 'девушки с календаря' очень похожи на состарившихся героинь Джейн Остин. Они занимаются домом и самосовершенствованием (в этом самом Женском институте, например, без конца поют религиозные гимны, слушают лекции о всех возможных блюдах из брокколи и т.п.). Пара главных героинь - покладистая, но не лишенная чувства юмора и настойчивости Энни и ироничная, импульсивная и упрямая Крис, - просто остиновский дуэт сестер из каких-нибудь 'Гордости и предубеждения' или 'Разума и чувств'. 'Девушки с календаря' столь же уютно ссорятся с мужьями, выясняют отношения (с чиновницами Женского института) - и, более того, ровно так же болеют и уходят из жизни. Как муж Энни, умирающий от лейкемии - в мире с собой, принимая смерть как неизбежность, напоследок написав речь для четвергового выступления в Женском институте о цветах Нэйпли: 'цветы Нэйпли прекрасны, как и его женщины, а самая прекрасная стадия их цветения - последняя'.
И само кино по-английски уютно где-то до половины - пока герои не отправляются в Голливуд, после чего фильм становится чужим, клишированным и амбициозным. Последняя его треть кажется вырезанной из какой-то другой картины, потому что авторы, будто не желая отставать от персонажей голливудских мелодрам, начинили его соответствующими штампами (как, например, примирение героинь). Но это не помешало фильму принять участие во множестве фестивалей и получить приз за 'лучший сценарий' на фестивале 'Золотая волна' и британскую премию 'лучшая кинокомедия'. 'Девушки с календаря' к тому же куплены в российский прокат, а сборы с нее, возможно, все еще пополняют счет Фонда исследования лейкемии.
Валерия Бахтина, InterMedia