"НЕПОРОЧНЫЙ" И ДР.: NO ALCOHOL, СТОП НАРКОТИКС
'Непорочный' - это фильм-очерк о 10-летнем мальчишке с лондонской окраины, становящегося единственной поддержкой для матери - 'конченой наркоманки', соседской девчонки; мама которой погибла от чрезмерного употребления наркотиков; для девчонки-официантки из местной забегаловки, начинающей наркоманки и проститутки. Он борется с наркотиками как умеет: по-детски просит маму стать веселой, 'как раньше', и вместе сходить на футбол; в отчаянии пробует наркотики сам, по-взрослому становится сиделкой матери, дерется с наркодилером - ее любовником и отваживается на сделку с полицией. Ситуации выглядят предельно реалистичными, лаконичный сюжет не дает сбиваться на фальшь, хотя всегда правые социальные работники и полицейские вызывают некоторую оторопь. А вот маленький актер Гарри Иден играет то озорного подростка, то маленького старичка так пронзительно, что становится камертоном и самым главным открытием фильма. Он убедительнее всех сыграл презрение к наркотикам и недетский ужас перед этим отложенным самоубийством. Настолько убедительно и точно, что переиграл всех работавших с ним актеров и актрис, в том числе Киру Найтли, сыгравшую в этом фильме официантку, а год спустя прославившуюся в роли романтической героиней в 'Пиратах Карибского моря'.
'16 лет запоя' по сравнению с 'Непорочным' - гораздо более сложносочиненное кино. Кроме пьянства и неукротимого, жестокого нрава, проблемами главного героя становятся одиночество и страх потерять любимую. Однажды рыжий мальчишка Фрэнки увидел, как его отец изменил маме, и это стало источником всех проблем героя. Фрэнки вырос и теперь, наголо бритый и одетый во все черное, в компании таких же, как он, отвязных и жестоких парней, держит в страхе округу: безнаказанно издевается над людьми и старательно демонстрирует свою физическую силу и психологическое превосходство. До тех пор, пока не знакомится с Эллен, продавщицей из магазина пластинок и студенткой художественного факультета. Любовь к ней меняет Фрэнки, но делает его уязвимым и беспомощным как перед собственными страхами, так и перед бывшими товарищами, озлобленными и мстительными. Страхи и мучения главного героя режиссер Джобсон сплетает с его воспоминаниями, фантазиями, а оператор Джон Роудс фиксирует изобретательно и разнообразно. Поэтому фильм теряет социальность и превращается в монолог героя о самом себе и поиске смысла жизни. Который ускользает всякий раз, когда страх стать другим становится больше желания героя быть счастливым.
Валерия Бахтина, InterMedia