АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА ГЛАЗАМИ АНГЛИЧАН И ИРЛАНДЦЕВ
Третий фестивальный день удивил двумя лентами, которые в жанровом отношении можно было бы назвать семейными мелодрамами. Однако к жанровому клише с бурными перипетиями и сопливыми финалами пресловутых латиноамериканских сериалов новое британское кино не имеет никакого отношения.
Пример тому - фильм 'В Америке'. Семья ирландцев приезжает в Нью-Йорк: нужно обосноваться в новом месте, найти работу и друзей, отправить девочек в школу. Речь не идет о поиске заветной 'американской мечты'. Просто папе-актеру, маме-учительнице, двум дочкам девяти и пяти лет нужно пережить смерть младшего сына и брата и начать новую жизнь. Старшая из девочек ведет своеобразный видеодневник, и большую часть истории их семьи мы увидим ее глазами. Именно это сочетание как бы документальности событий и рассказа истории ребенком, который все еще верит в чудо, но умеет справляться с трудностями, приводящими и взрослых в депрессию, придает фильму странное очарование и не дает 'рассиропиться'.
А вот Роджер Мичелл в фильме 'Мать' оставляет от семьи главной героини только осколки, и это, как ни странно, вселяет в главную героиню (и зрителей) некоторый оптимизм. Муж умер, а сын и дочь заняты собой, точнее своей работой-бытом-рутиной. А мать (Мэй), которой в ее возрасте полагается сидеть дома, вязать что-нибудь и печь внукам пироги, ну, может быть еще выйти замуж за какого-нибудь благообразного старичка, - вдруг влюбляется в мужчину лет тридцати пяти. Нерв отношений закручивается еще и оттого, что этот мужчина - любовник ее дочери, но при этом он откликается и на влюбленность Мэй. В таком кратком изложении кино может показаться похожим на буйные и ироничные феерии Педро Альмодовара, но в самом фильме этого совершенно нет. История влюбленной пенсионерки рассказана просто, прозрачно и легко, как история первой любви неопытной девушки. Женщина в 60 лет вдруг начинает чувствовать себя свободной и оказывается способна начать жизнь сначала. Именно этого не хотят понять и не могут принять ее дети. Они выставляют ее из дома, вычеркивают из жизни - а она вместо того, чтобы вернуться домой, на финальных кадрах фильма направляется куда-то с высоко поднятой головой и небольшой дорожной сумкой в руках. Ее жизнь только начинается.
Валерия Бахтина, InterMedia