ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ В ДОМЕ МУЗЫКИ СТАЛ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ

Хоровой гала-концерт в рамках III Московского Пасхального фестиваля прошел в Светлановском зале Московского международного Дома музыки 17 апреля. В вечере приняли участие семь хоровых коллективов из России, Болгарии, Сербии, Северной Осетии, Грузии и Армении, а также ансамбль 'Колокола России' п/р Галины Филимоновой. Перед началом хоровой программы этот ансамбль порадовал слушателей звоном, под который на сцену вышел первый коллектив - Уральский камерный хор (Пермь) п/у Владислава Новака. И в течение всего вечера все коллективы выходили на сцену и уходили с нее с колокольным звоном. Под продолжающийся трезвон пермяки спели 'Воскресение Твое, Христе Боже наш', а затем перешли к основной программе, составленной из песнопений пасхальной службы. Принявший концертную эстафету Белградский камерный хор п/у Владимира Марковича не ограничился духовными сочинениями: сербы исполнили сочинение 'С моей родины' С.Мокраняца, отмеченное фольклорными традициями, и совершенно светский лирический хор 'Под светом звезд' П.Ивановича. Следом выступил Ереванский камерный хор п/у Арутюна Топикяна, порадовавший мягким сбалансированным звучанием и пластичным голосоведением. Армянские певцы предложили вниманию аудитории сочинения Комитаса: духовные хоралы и светско-фольклорные хоры из песенного сборника композитора ('Молотьба', 'Шуточная песня', 'Танец - Папури' и 'Лорийская плужная').
Завершило первое отделение выступление женского хора 'Гори' п/у Шалвы Мосидзе (Грузия). Чрезвычайно экспрессивное пение и невероятная самоотдача певиц и их руководителя произвели на аудиторию очень сильное впечатление. Как рассказал Шалва Мосидзе корреспонденту InterMedia, в хоре 'Гори' (Гори - это местечко в Грузии, известное тем, что там родился Сталин) поют воспитанницы местного музыкального училища - представительницы самых разных музыкальных специальностей. 'У нас маленький город. И мужчины не очень любят классическую музыку', - так объяснил батоно Шалва отсутствие представителей сильного пола в хоре. Хор 'Гори' исполнил четыре произведения ныне живущего композитора И.Кечакмадзе: два хора без слов и два - с развернутым текстом. В хоре 'Плачут в деревне женщины', как рассказал г-н Мосидзе, говорится о том, как вдова оплакивает своего любимого, погибшего на войне. А в хоре 'На пути Лашари' (в котором музыкальными средствами явно изображается стук колес, гудок поезда и т.д.), оказывается, речь идет о том, что 'у женщины сильные ноги, и она может легко преодолеть любые расстояния в горах'.
Второе отделение открыло выступление хорошо известного москвичам Свято-Никольского хора Государственной Третьяковской галереи п/у Алексея Пузакова. Коллектив продемонстрировал отличное академическое пение, исполнив традиционные хоровые сочинения Павла Чеснокова и Степана Дегтярева. На смену москвичам на сцену вышел хор 'Мистерия болгарских голосов' п/у Доры Христовой, исполнивший духовные песнопения, и квазинародные песни современных болгарских авторов. Коллектив, уже не в первый раз принимающий участие в Московском Пасхальном фестивале, вновь продемонстрировал высочайшее мастерство многоголосного пения (в некоторых партитурах количество голосов доходило до 24 - соответственно количеству хористок), а также уникальное сочетание академических и фольклорных певческих традиций.
Концерт завершился выступлением мужского хора Северо-Осетинской филармонии (Владикавказ) п/у Ольги Джанаевой. 24 красавца в национальных одеждах (с кинжалами и в папахах) разыграли на сцене Дома музыки несколько обрядов, сопровождающих пиры и праздники Алании. Юноши и мужчины в летах (представителей среднего поколения практически не наблюдалось) не только пели, но и танцевали, а в кульминации обряда вынесли на сцену священные три пирога и чашу с пивом (Алания является одним из древнейших краев, где производят этот напиток) - традиционные подношения дорогим гостям.
Татьяна Давыдова, InterMedia

Последние новости