"ПРОКЛЯТИЕ": МНОГО СТРАХА ИЗ НИЧЕГО
Молодая девушка Рика, работающая сиделкой в благотворительном медицинском центре, по долгу службы посещает один дом, обычный с виду, но совершенно невменяемый внутри. Помимо умирающей не то от страха, не то от загадочной болезни старушки, в доме обитают потусторонние гости: маленький мальчик с черным котенком и кошмарная тень женщины с кровавыми глазами. Жуткую смерть находят все те, кто осознанно или случайно соприкоснется с этим нечеловеческим ужасом: подобно цепной реакции сработает проклятие, и зловещий призрак станет преследовать своих жертв и изощренно доводить до мрака преисподней.
После того, как режиссер Хидео Наката обнародовал японское видение ужаса, заставив весь мир бояться телефонных звонков, домов с отсыревшими потолками и призраков в детском обличье, азиатский хоррор стремительно набирал обороты, пока не споткнулся об фильм Такаши Шимицу - тот самый случай, когда спекуляцию на когда-то найденных, удачных находках возводят в эстетику жанра. В отличие от фильмов Накаты, в которых события развивались медленно, но верно, чередуя длительные, меланхоличные действия героев с редкими, но меткими сценами кошмара, 'Проклятие' демонстрирует нечастую для хоррора концентрацию 'ужасных' эпизодов на временной респект бытия, намного превышающую разумный предел хорошего вкуса. Это как раз тот случай, когда лейтмотивом событий служит сугубо вторичная мысль о том, что убитые возвращаются на землю в виде призраков и начинают мстить. Традиция, повествующая о том, как мертвые мстят живым, в Японии заложена еще с глубокой древности. На эту же тему, еще в 1964 году, был снят 'Квайдан' Масаки Кобаяси, а в 1968 году - 'Черные кошки в бамбуковых зарослях' Канэто Синдо - изящные, поэтические триллеры о метафизике зла. К счастью, в то время еще не стало модным снимать женщин-привидений, обязательно в белом, медленно выползающих неважно откуда со страшными звуками, скрывая не менее страшное лицо под спутанной массой черных волос. Теперь этот образ обречен на тиражирование. Наверняка появились и еще не раз появятся множество подобных фильмов, следующих принципу 'напугать, но не объяснить'. И рассчитанных в первую очередь на визуальный, нежели на ментальный эффект. Безусловно и то, что, посмотрев пару-тройку таких картин, впечатлительный зритель перестанет бояться японских монстров - ведь самый жуткий кошмар на свете ему уже показали.
Анастасия Белокурова, InterMedia