"ЛЕГЕНДА О СИДЕ": КАК ПОМИРИЛИСЬ ВАЛЕНСИЯ И КАСТИЛИЯ
Приключенческий экшн о средневековом герое Сиде (имя ему Родриго), одно из величайших достижений испанской литературы, а теперь и анимации тоже. Хосе Позо написал сценарий скорее об эпохе испанских войн с мусульманским Востоком - Реконкисте, - чем об одном герое, потому что фильм получился масштабным и по-школьному 'историчным'. А художники по декорациям рисовали всю обстановку с натуры, воссоздав те места, где происходили показанные исторические события. Так что сага удалась: прекрасный рыцарь Родриго из Кастилии, лучший друг принца Санчо, наконец-то стал мужчиной и отправился в первый поход. А вернулся уже в другую Кастилию - король умер, а его друг Санчо убит младшей сестрой, на троне средний сын короля - Альфонсо. Родриго негодует: убийцы! за что его гоняют за стены замка, и начинаются странствия по пиренейскому полуострову. Где бушует война - арабский калиф Бен Юсуф обнажил мечи на 'неверных'. Тут то и начинается легенда о Родриго, которого враги прозвали Сид. По просмотру на душе глубокое удовлетворение от хэппи энда и приевшаяся затаенная неудовлетворенность переводом: 'Легенда о Сиде', а не легенда о 'рыцаре'.
Средневековый национальный эпос, нечто вроде отечественных мультфильмов пятидесятых годов: гиперакселераты-богатыри на конях-каких-не-бывает размахивают стопудовыми мечами перед кривоносыми татарами, или монголами, или печенегами - да мало ли всякой нечисти в ту пору водилось на Руси? Илья Муромец, тот в одиночку с полком вражеским управлялся за полчаса, так и Рязань спас. И все мультфильмы несли зримую пропагандистскую нагрузку: мол, были люди в наше время, есть на Руси герои-спасители, а по жизни простые такие рубаха парни, и в единении наша сила. Вот что-то вроде такого добротного советского мультика снял Хосе Позо - только красочнее, масштабнее по изобразительности, и столь же глубоко по поискам исторической правды. 'Легенда о Сиде' испанская национальная сага конгениальная славянскому 'Слову о полке Игореве': с идеями объединения малых королевств, пред угрозой с Востока - нашествием бесчисленных орд, с кривыми саблями и разрезом черных глаз. Все герои 'Сида' - рыцари с гротескно гигантскими руками, плечами и целями в жизни: Родриго де Вивар хочет невесту вопреки воли ее отца, а потом отвоевать все Пиренеи и стать начальником над всей Валенсией, Бен Юсуф - калиф завоеватель цвета зла, хочет полмира коленопреклоненным, Уррака - младшая дочь в королевской семье хочет смерти всей родни и трон Кастилии на последующую жизнь. Женские персонажи фильма - амазонки с изящными формами и силой в движениях, а подобие юмора в полотно приключенческого экшна привносят только два героя - не говорящие лошадь и барсук, которые и рожи строят, и соображают не самым последним образом.
Как уже было сказано выше, режиссер и аниматоры постарались воссоздать декорации XI века с исторической точностью: замки огромны и красивы, обстановка максимально детализирована, например, на башнях есть емкости для дождевой воды, а одежду рыцарей и их снаряжение вполне можно изучить по кадрам из 'Сида'. И потрясающей красоты картинки - золотая пшеница в лучах заходящего солнца, в лучших традициях российских пейзажистов. Вообще аниматорская работа оттеняет шедевральностью: при общем ненатуралистичном подходе к делу лошади оставляют следы на песке, пшеница колышется от ветра, природа - не статичный элемент бэкграунда, а живой персонаж мультика. Но все же видно, что сценарий написан человеком XXI века, потому что потребовать адвоката - роскошь, непозволительная для средневекового рыцаря.
И еще одна радостная деталь. После аниме от Тарантино в 'Убить Билле' мультфильм о средневековых сражениях, но совершенно без крови и натуралистичных убийств - как бальзам на сердце.
Павел Москов, InterMedia