"ВСАДНИК ПО ИМЕНИ СМЕРТЬ": РУССКАЯ ИСТОРИЯ КАК ЭПОХА ТЕРРОРА

Премьера фильма 'Всадник по имени Смерть' (Россия, 2004, режиссер - Карен Шахназаров, в ролях - Андрей Панин, Дмитрий Дюжев, Анастасия Макеева, Ксения Раппопорт) состоялась в киноконцертном зале 'Пушкинский' 21 апреля.
Российский кинематограф захлестнула волна исторических картин: теперь это не только псевдоисторическая экранизация Акунина, но и 'Всадник по имени Смерть' Карена Шахназарова - основанный и на реальных событиях, и на классической литературе. Сценарий основан на книге 'Конь бледный' вышедшей в печать в 1909, книге о террористической боевой организации, автор которой - Борис Савинков (псевдоним В.Ропшин) - сам был руководителем такой бригады. Название книги - косвенная ссылка на Апокалипсис ('И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть'). Сценарист Александр Бородянский, по его словам, не связывал тему террора с современностью: 'Я 'Коня бледного' всегда читал не в контексте террористических актов, а просто потому что интересное произведение', - и тем не менее, более чем актуально сейчас поставить картину, объединяющую две темы номер один: 'популярная' русская история и 'актуальная' эпоха террора. Что, в принципе, одно и то же.
Фабула действия фильма проста - герой Андрея Панина, террорист Жорж и подчиненная ему бригада бомбистов живут в подполье, на конспиративных квартирах, и грезят об убийстве великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы. Вначале их пятеро, но неудача за неудачей, гибель одних и предательство других сводит на нет существование этой ячейки боевой организации эсеров. Тогда Жорж берет дело в свои руки и убивает Князя. В одиночку. И остается жив. Сюжет развивается линейно, все карты к эпилогу раскрыты, цель достигнута. Однако праздновать успех рано, да и некому. Потому что главный герой больше всего производит впечатление душевнобольного-маньяка. Только объективная историческая роль революционера-террориста отличала его поступки от поступков законченного психопата. Да и то, когда он начинает убивать без всякой идеи, а для себя, в духе Раскольникова, то теряет все шансы быть оправданным.
В фильме есть несколько сцен, когда озноб пробивает - бомбы в руках террориста, карета князя приближается, звуки усиленны, движения замедленны, сердце бьется сильнее, вот-вот - и случится взрыв... Но действие как таковое в ленте играет роль бэкграунда, а в заглавие вынесена судьба, терзания и мысли Жоржа - руководителя террористической ячейки. И чаще слышатся не взрывы да выстрелы, а слова о любви, о вере, о цели и бессмыслии террора. Историческая драма едва не превращается в занудное философствование. Но в хорошем смысле этого слова, ведь цель этого философствования в поиске ответа: 'Зачем вы это делаете?'. Жорж отвечает: 'Потому что я так хочу'. Почему-то Андрей Панин - взять ту же 'Бригаду' - играет таких целеустремленных маньяков, для которых результат не столь важен, как путь к нему. Только герои его озлоблены не из-за природной склонности к злу: они всего лишь жертвы обстоятельств, сильные люди не нашедшие поддержки. Мол, в этот раз не сложилось, поэтому я такой, а взаимопонимание с окружающим миром - сложное дело для человека, плевать на все хотевшего.
Карен Шахназаров, видимо, искал более всего ответ на вопрос: 'Почему люди так мало ценят жизнь других и что движет ими в одержимости убивать' - и посвятил поиску большую часть ленты. Из-за чего все персонажи вышли философами и каждый сыплет прописными истинами: 'Без любви жить нельзя', 'Без Христа жить нельзя', 'Жить так нельзя'. И мыслят гораздо больше, чем делают. А ведь, как говорил Николай Лесков, беда русского человека в том, что он слишком много горестных мыслей в своей голове держит, оттого и страдает.
Павел Москов, InterMedia

Последние новости