АСТРО-БОЙ, ЖАР-ПТИЦА И ЛЕСНАЯ ЛЕГЕНДА В "ПОБЕДЕ"

Показ классики японской анимации в режиме нон-стоп в рамках Международного фестиваля рисованных историй, комиксов и манги 'КомМиссия' прошел в кинотеатре 'Победа' 2 мая.
Несмотря на то, что вход на мероприятие осуществлялся только по приглашениям, увидеть ретроспективу лучших работ таких мэтров жанра, как Осаму Тедзука, Тосио Хирата, Исао Такахата, собралось отнюдь не малое количество народа - в фойе, что называется, яблоку негде было упасть. В приветственной речи атташе по культуре посольства Японии госпожа Йоко Саканоуэ-сан сердечно поблагодарила публику за любовь к японским мультфильмам, и призналась, что приятно удивлена такому большому интересу к ним у российских зрителей, пообещав в следующий раз представить культуру аниме более широко.
Открыли показ фильмы Осаму Тедзуки 'История одной улицы' (1962) и 'Жар-птица 2772' (1980). Первая работа сделана в стиле традиционной мультипликации и поначалу удивительно напоминает знакомые с детства советские или чехословацкие фильмы. Действие начинается с девочки, сидящей в мансардном окошке с плюшевым медвежонком. Отчего-то она роняет его, и он застревает в водосточной трубе. Тем временем персонажи расклеенных по стенам афиш оживают и весело хлопают в такт веселой музыке в ритме тикающих часов: В этом же ритме сменяются герои и действия, но впадающий в транс зритель уже не в состоянии четко фиксировать их необычайное множество: чего стоит хотя бы русалка с обглоданной голодным черным котищей своей рыбьей половиной. Но вскоре зазвучат похоронным маршем зловещие шаги расклейщика:
Нельзя также не отметить, что тема надвигающейся войны решительно напоминает аналогичный анимационный момент в пинкфлойдовской 'Стене', снятой Аланом Паркером значительно позже. В целом же, несмотря на остроумный и слегка шокирующий сюрреализм, непривычный отечественному зрителю, непонятно, как этот шедевр прошел в свое время мимо советских закупщиков - его смысл глубоко гуманистичен и идеально укладывается в антивоенно-антиимпериалистическую идеологию того времени.
Еще две приблизительно получасовые работы Осаму Тедзуки обращаются к русской классической музыке: это 'Картинки с выставки' (1966), созданные по мотивам одноименной сюиты Мусоргского, и 'Лесная легенда' (1977-1987) на основе Четвертой симфонии П.И.Чайковского. Последняя лента исследует историю анимации и поднимает тему телевизионной диктатуры.
Фильм 'Прыжок' (1984) отчасти напоминает недавний российский мультик 'Гагарин'- он снят в близкой манере, глазами героя, прыгающего по летней улочке провинциального городка, и допрыгавшегося до необыкновенных глубин: А вот аниме-блокбастер 'Жар-Птица 2772'- уже типичная фантастика в стиле манга. Космические приключения, в которых герои бороздят просторы галактик в поисках заветной Жар-Птицы, насыщены еще и гэговыми моментами. 'Могучий Атом' - сериал, заложивший принципы японской анимации, отличные от господствовавшего тогда на мировых экранах Уолта Диснея - с упором на сюжет и героя. Во время работы над фильмом режиссер вырезал некоторые промежуточные кадры, вставляя повторяющиеся. Был использован необычный метод, в котором неподвижные изображения кажутся движущимися и накладываются друг на друга. Тогда же появился знаменитый облик героев манги - огромные глаза, тонкие ножки, курносые носики. Что касается лейтмотивов, которые движут событиями, то их обычно бывает два: ядерная война и технический прогресс, которые, затейливо переплетаясь, изящно препарируют тему любви роботов и людей на фоне экологической катастрофы и внеземного апокалипсиса.

Последние новости