"ТРОЯ": ЛЮБИМЫЙ ГОРОД МОЖЕТ СПАТЬ СПОКОЙНО?

'У греков есть Ахилл, он-то уж лучше твоего Троила'.
(У.Шекспир, 'Троил и Крессида')
Премьера фильма 'Троя' (Troy, США, 2004, режиссер - Вольфганг Петерсен, в ролях - Брэд Питт, Брендан Глисон, Орландо Блум, Эрик Бана, Питер О'Тул, Диана Крюгер) состоялась в мультиплексе 'Формула кино-12' 19 мая.
Одержимый жаждой власти греческий царь Агамемнон при помощи великого воина Ахиллеса (Брэд Питт) объединил многочисленные племена Греции в одно государство. Лишь Троя, расположенная в Малой Азии, остается единственной недоступной цитаделью. Брат Агамемнона, спартанский царь Менелай (Брендан Глисон), заключает мир с посланниками троянского вождя Приама (Питер О'Тул) - царевичами Гектором (Эрик Бана) и Парисом (Орландо Блум). Но Парис влюбляется в жену Менелая Елену (Диана Крюгер) и уводит ее с собой в Трою. Разгневанный Менелай обращается за помощью к Агамемнону, которому наплевать на честь брата, но далеко не наплевать на желание властвовать над ни разу никем не покоренной Троей. Но для победы греческому войску необходим Ахиллес (ни разу не названный, заметим, в фильме Ахиллом), с которым Агамемнона связывает давняя ненависть. Агамемнон посылает царя Итаки Одиссея уговорить Ахиллеса выступить на стороне греков. Прославленный герой знает, что если он отправится в поход на Трою, то не вернется. Но жажда славы заставляет его принять предложение. Так начинается одна из величайших войн в истории человечества.
Троянская война, согласно гомеровской 'Илиаде', длилась десять лет. Что касается фильма Петерсена, то авторы решили не занудствовать и легко уложили события в один месяц. Несмотря на то что возникает явное историческое и хронологическое несоответствие, их трудно в этом упрекнуть, так как подобному кинематографу редко идет на пользу растекаться мыслью по древу. Помимо всего прочего, из знаменитых событий Петерсеном и Ко были полностью изъяты боги, которые в литературном источнике с неподдельным интересом участвовали в великой бойне. Жаль только отсутствия Кассандры, без которой в сознании многих и Троя - не Троя. Но женские образы в этой истории - не главное. Даже несмотря на то, что виной всему была женщина. Поскольку любить этот фильм нужно только из-за мужчин, будь то Брэд Питт, смотреть на которого одинаково приятно, хоть он в доспехах, хоть без оных; будь то Эрик Бана - создатель единственного положительного образа в этой истории; будь то, наконец, старенький, но ничуть не утративший актерской мощи Питер О'Тул в драматической роли царя Приама. Именно они плюс отличная режиссура батальных сцен и совершенно удивительный деревянный конь делают этот фильм одним из знаковых кинособытий сезона.
Меньше всех повезло Орландо Блуму. После того как молодой актер навсегда вошел в историю кинематографа как эльф Леголас в эпопее 'Властелин колец', его актерская карьера складывается парадоксальным образом. Снявшись в двух необычайно коммерческих проектах - 'Пираты Карибского моря: проклятие 'Черной жемчужины' и 'Троя', - Блум волею судьбы оказался в компании таких чудо-мужчин, как Депп и Питт: ситуация проигрышная в обоих случаях как в визуальном, так и в драматическом планах. Поскольку ни одно женское сердце не выдержит зрелища того, как трус и недоумок Парис отправляет в Аид такого мужчину, как Ахиллес.
Смерть Ахиллеса в 'Трое' - это вообще отдельная песня. На протяжении всего повествования авторы оставляют за кадром важную особенность, связанную со знаменитой 'ахиллесовой пятой': для тех, кто незнаком с творчеством Гомера, уязвимое место Ахилла остается загадкой вплоть до рокового выстрела из лука. А для того чтобы публика не удивлялась происходящему, безжалостный Парис для пущего эффекта всаживает в Ахиллесову грудь еще с пяток стрел. В силу этого для необразованного зрителя гибель героя становится оправданной: не из-за пятки же ему умирать. Глупо как-то. Тот факт, что мать Ахилла, богиня Фетида, желая своему сыну бессмертия, опускала будущего великого воина в священные воды Стикса, и только пятка, за которую она держала младенца, осталась уязвимой, народу знать необязательно.
Впрочем, это мелочи. Как и другие несостыковки с греческой мифологией - в частности, смерть Агамемнона или любовная линия, связанная все с тем же Ахиллесом. Никто и не ждал от 'Трои' точного исследования событий 'Илиады'. Как никто и никогда не ждал подобного от создателей 'Спартака', 'Клеопатры' и 'Бена Гура'. Пока в подобных лентах остаются главными две единственно стоящие темы искусства - любовь и смерть, - за позитивные киновпечатления беспокоиться нечего.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости