"МОЯ МАТЬ": СОВЕРШИ НАДО МНОЙ ИЗВРАЩЕНИЕ

Пресс-показ фильма 'Моя мать' (Ma mere, Франция, 2004, режиссер - Кристоф Оноре, в ролях - Изабель Юппер, Луи Гаррель, Эмма де Каунес, Жоанна Прейс) в рамках конкурса 'Перспективы' XXVI ММКФ состоялся в кинозале Федерального агентства культуры и кинематографии 23 июня.
Известный эротоман, а в прошлом детский сказочник, Кристоф Оноре шокирует публику своей второй полнометражной (после '17 мгновений Сесиль Кассар') кинопостановкой. 'Моя мать' - история о семнадцатилетнем Пьере (чуть не написал Фрейде), который приезжает к своей вдовствующей матери (Изабель Юппер). Поскольку мужа своего она не любила, ей остается носить только один траур - по уходящему желанию да по потерянной жизни. 'Я шлюха, меня никто не уважает', - говорит она сыну на очередной эпохальной пьянке, на этот раз по поводу его приезда. А затем в течение многих метров кинопленки доказывает этот постулат. Запутавшийся в отношениях своей матери с девицами Ханси и Реда, да и в своих отношениях с ними, персонаж Луи Гарреля меняет восторг на гнев, упоение пороком на отчаянье, постель на церковную скамью. Правда, на количество обнаженных тел в кадре его печальный взгляд не влияет. Так что сознание зрителя все 110 минут находится под сильнейшим давлением живой плоти, интеллект отключается начисто и чувственное кино воспринимается соответствующими рецепторами. Поиск смысла жизни редко уводил в кинематографе так далеко: в психологию растления, семантику греха и эротические фантазии сценариста. Проза секса с поэзии содомии впечатляли в 'Baise-moi' Виржини Деспенте, от ленты же Кристофа Оноре остается толика страха. Сюжет первой картины радикален и героини - не апологеты своего времени, а демоны-предвестники эпохи падения нравов. В 'Моей матери' же действие происходит уже словно бы вчера, с людьми 'как все' и едва ли не на соседней даче (ну, если у кого есть дача на Карибах). В общем, сексуальная деградация как вопрос уже решенный вызывает своевольные сокращения желудка - и не только у главного героя, который в финале утрачивает не только смысл жизни и радость вне источника сладострастия, но еще и мать, единственный объект восхищения вне зависимости от рефлексов плоти. Остается только предвкушать следующую работу Оноре, фильм по книге, скажем, Мишеля Уэльбека. И прекрасен будет их союз, плод которого - психологическая полупорнография - даст всем страждущим утешение в цветущих садах Гоморры.
Павел Москов, InterMedia

Последние новости