"ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ": ПОРТРЕТ ЮНОСТИ С ХУДОЖНИКОМ В ИНТЕРЬЕРЕ
Первые кадры фильма провокационно настраивают зрителя на эпически-мелодраматический лад, столь знакомый нам по английскому роману-путешествию XVIII-XIX вв. Мы устраиваемся в кресле поудобнее в предвкушении долгой, полной романтических диалогов, завязок и развязок истории в духе Томаса Гарди, Энтони Троллопа или сестер Бронте. Однако, по мере того, как неторопливо, с нарочитой медлительностью разворачивается действие (а точнее, бездействие) фильма, становится очевидным, что сюжет, точнее его фабула, парадоксальным образом отходит на второй план в силу специфики замысла создателей ленты. На первый взгляд это незатейливая история о том, как молодая девушка из небогатой семьи, вынужденная идти в услужение в дом знаменитого художника, становится и вдохновительницей его художнического дара, и усладой для его вожделения. Love story заканчивается совершенно буднично-предсказуемо - картина написана, девушку удаляют из дома как отработанный продукт. В 'Девушке:' катастрофически мало диалогов, даже движения людей кажутся неестественно плавными, как при замедленной съемке. Мало жестов, но много поз и игры светотени - окружающие люди предстают моделями, позирующими вольно или невольно мастеру Вермееру. Да, перед нами не эпическое полотно и не мелодрама. Главный "герой" ленты - картина, которую пишет Вермеер, а сюжетом фильма становится попытка передать художническое восприятие живописца, его способность в самых тривиальных вещах разглядеть красоту и своеобычность. Камера надолго останавливается на предметах домашней утвари, подробно и с любовью показывает то фрагменты мебели, одежды, лежащих на них бликах от горящей свечи или утреннего солнца, с трудом пробивающегося сквозь запыленные окна, то большей частью молчащих обитателей дома Вермееров.
Йоханнес ван Вермеер - видный представитель средневековой голландской живописи, знаменит удивительным колоритом, своеобразной цвето-и светопередачей и умением изобразить людей за их повседневными занятиями. Вермееровская красота спокойна и неярка, без бурных эмоций и резких движений. В покорной, тихой и девственно-нежной девочке-служанке, из которой так и сочится неосознаваемая ею медовая сексуальность, художник находит воплощение своего идеала красоты. Недаром по контрасту с этим "гением чистой красоты" нарочито некрасивой и даже отталкивающей показана жена-мещанка мастера, с искаженным покрасневшим лицом, безобразно раззявленном в гневном крике ртом и бешено сверкающими глазами - вот оно, воплощение жизни во всех ее эмоциях и движениях. И эта жизнь - некрасива. Противопоставление искусства и жизни - еще одна из основных "подспудных" сюжетных линий картины Уэббера. Отличающийся своей уникальной, поистине роскошной живописной картинкой фильм, однако, меньше всего может служить пособием по истории живописи, да и не претендует на это. Поэтому всевозможные натяжки, вроде утонченного молодого мясника-простолюдина, почему-то расхаживающего исключительно сцепив руки за спиной, в данном случае вполне простительны. Голливудским штампом отдает и образ самого художника, поданного этаким демоническим эгоистом, уверенным, что гениальность вполне оправдывает его существование. К историческому Вермееру это не имеет никакого отношения. "Девушка с жемчужной сережкой" представляет собой удачную попытку создания синтетического жанра, который можно было бы обозначить как киноживопись. Любители альбомов живописи и - шире - зрители, способные к восприятию мира сквозь призму взгляда художника, смогут по достоинству оценить и замысел режиссера, и филигранную игру Скарлетт Йоханссон, уже вошедшей в историю благодаря роли в "Трудностях перевода", и великолепную работу оператора (Эдуардо Серра, награда за лучшую операторскую работу на 51 фестивале в Сан-Себастьяне).
Борис Гришин, InterMedia