"ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ": ИСПЫТАНИЕ ФРЕЙДОМ
Фрустрированная парижанка Анна (Сандрин Боннэр), угнетенная семейными проблемами, идет на прием к известному психоаналитику доктору Монни. Анна случайно ошибается дверью (с детства она путает 'право' и 'лево') и попадает в квартиру налогового консультанта Уильяма Фабера (Фабрис Лючини). Богатая обстановка, обилие книг и гнетущая атмосфера, царящие в ее кабинете, сбивают ее с толку: она тут же начинает исповедоваться мнимому психоаналитику. Несмотря на растерянные возражения Фабера, Анна приходит к нему вновь и вновь, уверяясь в эффективности 'сеансов'. Складывается комичная ситуация: когда Фабер пытается объяснить своей 'пациентке', что он консультирует совсем по другим вопросам, Анна только больше уверяется в его профессионализме, а неискушенную простоту беседы с ним она принимает за тонкое исследование подсознательного. С каждым визитом она становится все более откровенной, выкладывая 'доктору' шокирующие подробности ее личной жизни, сексуальных фантазий, разногласий с мужем. Лжедоктор, которого поначалу смущали визиты необычной 'клиентки', стремительно увлекается этими беседами: это повод для него самого выговориться о боли расставания с женой, о личных проблемах и детских комплексах. Теперь уже Анна направляет ход бесед, одну за другой вскрывая душевные травмы налогового консультанта, который начинает чувствовать к ней непонятную привязанность. Результатами их проникновенных бесед начинают живо интересоваться соседи. А затем и муж Анны, принявший Фабера за ее любовника, присоединяется к увлекательной психологической игре.
Патрис Леконт, с самого начала кинематографической карьеры раз и навсегда избравший основным художественным материалом человеческие отношения, в этом фильме намеренно черпает тему до основания, выворачивает ее наизнанку, тем самым заступая на территорию пародии. Курьезы, сопровождающие сеансы мнимого психоанализа, да и сама абсурдность ситуации выставляют в комичном свете как эстетские психологические триллеры, так и неувядающую моду на психоанализ. Вместе с тем, умелой рукой, будто играючи и ничего особенного для этого не делая, Леконт ювелирно совмещает крепкий триллер, насыщенный хичкоковским саспенсом (от которого в оцепенении ожидаешь повергающей в транс развязки - коей не окажется), с нежной мелодрамой, запечатлевшей чувства, в которые веришь, и характеры, которым сочувствуешь. В получении этого благородного сплава весомую роль сыграла музыка Паскаля Эстева, незаметно переходящая от тревожных пассажей о двух нотах к жизнерадостным и светлым переливам.
Еще один значительный компонент атмосферы - внимание к вещам - роднит фильм Леконта с французской 'новой волной'. Здесь бытовая утварь, предметы интерьера и проч. отражают какой-то конфликт либо микроскопический страх персонажа, запрятанный глубоко в душу. Разнообразные предметы - от лифта, на котором боится проехать даже один этаж клиент настоящего психоаналитика, до зажигалки, которая единственная напоминает Анне об отце, которого она никогда не видела, - служат средством типизации, обобщающим нюансы психологии разных персонажей, либо мощными сюжетными средствами, непроизвольно двигающими повествование, когда отношения растерянных героев заходят в тупик. Вместе с тем на первом плане все же оказываются замечательные актеры - Сандрин Боннэр и Фабрис Лючини. Их герои, совершая одну ошибку за другой, вдруг помогают друг другу открыть простую истину: человеку, запертому в душной обстановке, жизненно важно рвать обременяющие связи и менять обстановку - как в жилище, так и в собственной голове.
Игорь Веселов, InterMedia