"16 ТОНН" ВЗОРВАЛ ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕРЕПАШИЙ ПОСТ-РОК

Концерт чикагской инструментальной группы Tortoise прошел в клубе "16 тонн" 24 июля. В этот вечер известный хорошим вкусом к независимым музыкантам, но явно маленький для того, чтобы вместить всех поклонников инди-музыки клуб плавал в волнах первобытного пост-рока. В Москву группа приехала в рамках тура в поддержку своего нового альбома "It's All Around You". После того как в 1998 году на смену постоянному музыканту Дэвиду Паждо пришел гитарист Джефф Паркер, имеющий джазовое образование, звучание Tortoise, за которыми давно закрепилась слава революционеров американской независимой музыки и изобретателей пост-рока, все больше стало двигаться в сторону джаза. Фактически, до Tortoise пост-рок играли еще поздние Sonic Youth, однако именно в адрес чикагской "черепашки" (как переводится название группы) критики впервые стали употреблять этот термин.
Последний альбом Tortoise - это почти чистокровный фри-джаз, конечно, обильно сдобренный электронными эффектами, с которыми музыканты увлеченно играют еще с альбома "Standards" (2001). Публика на концерте собралась не джазовая: в основном - любители англоязычной инди-музыки, которых запросто можно было бы встретить на концерте Blur. Но и сами Tortoise вышли на сцену в неформальном облачении: обыкновенные штаны и футболки здорово контрастировали с их излюбленной манерой выступать в костюмах и смокингах, будто чтобы подчеркнуть неторопливость своей музыки. Но выступление получилось очень живое: многие зрители 'зажигали', как на рок-концерте, прыгали до потолка и просили еще. Невозможность наложения в реальном времени электронных эффектов, из-за чего звучание преобладавшего материала с того же "Standards" несколько обеднело, группа компенсировала живостью исполнения, импровизацией и энергетикой. Две ударные установки, две бас-гитары, иногда присоединявшаяся к ним бас-гитара, синтезатор, да временами вмешивавшийся в действо ксилофон - смешивались в столь причудливый узор, что предыдущие "пророки пост-рока", явившиеся в наши палестины, а именно шотландские Mogwai, сразу стали казаться детским оркестром на выгуле. Менявшиеся инструментами после каждой композиции (о песнях здесь речи быть не может, ведь у Tortoise отродясь не было вокала) музыканты и пестрая абстрактная видеоинсталляция сильно разнообразили действо для тех, кто хотел движения, и усилили психотропный эффект для тех, кому нужно было медитативное действо. Впечатленные теплым приемом, который им оказали расплющенные, будто сардины в банке, выстроившиеся даже на лестнице посетители '16 тонн', музыканты щедро сыграли на бис целых пять перетекавших друг в друга композиций, в середине разродившись треком 'Blackjack' со "Standards", едва ли не самым красивым произведением в их карьере. Те, кто в тот вечер слышал это живьем, вряд ли решатся утверждать, будто пост-рок - это очередной миф, созданный музыкальной журналистикой, построенная на бездумном смешении стилей постмодернистская профанация или просто сиюминутное тупиковое поветрие. Чикагские пионеры пост-рока убедительно доказали, что медитативно - не значит занудно, а историю мира можно рассказать без единого слова.

Последние новости