'БОГИНЯ: КАК Я ПОЛЮБИЛА': СОВРЕМЕННЫЙ МИФ О ГЛАВНОМ

Пресс-показ фильма 'Богиня: как я полюбила' (Россия, 2004, режиссер - Рената Литвинова, в ролях - Рената Литвинова, Максим Суханов, Светлана Светличная, Виктор Сухоруков, Константин Мурзенко, Константин Хабенский) состоялся в кинотеатре 'Ролан' 21 сентября. Рената Литвинова, для которой 'Богиня' - дебют в жанре 'полного метра', выступила в проекте сразу в четырех ипостасях: исполнительница главной роли, сценарист, режиссер и сопродюсер. Еще до просмотра в кулуарах прошел слух, что фильм провалился на фестивале в Выборге, поэтому у многих сформировалось заранее предвзятое отношение к предстоящему зрелищу.
Жанр ленты Рената Литвинова определила как детектив с элементами триллера, переходящий в мистическую сказку. Уже из названия картины ясно, что основная ее тема - любовь, в которой нуждается каждый. Понятие 'любовь' трактуется автором как сила, связующая жизнь и смерть, сон и реальность, единственный смысл всего. В противовес античным мифам, в которых влюбленные боги уподобляются людям и теряют свое главное 'преимущество' - бессмертие, Рената Литвинова пытается убедить нас в обратном: благодаря любви человек вырастает до уровня божества.
Главная героиня фильма - милиционер Фаина (Литвинова). У нее есть поклонник Николай - сослуживец по работе, но Фаина не воспринимает его ухаживания всерьез: 'Я вообще одинокая. Что есть, что нет, один только Коля и заметит; погорюет, погорюет - и женится на новой девушке'. На работе Фаина уже больше года расследует пропажу девочки. Выясняется, что ребенка похитила семейная пара, желая наказать ее отца, случайно переехавшего машиной их болонку. Говорят, в 80-х действительно проходил процесс по подобному делу. Конечно, интерпретацию Ренаты Литвиновой криминальной хроникой не назовешь - 'дело о похищении' больше напоминает 'детскую страшилку'. Во сне к Фаине приходит умершая мама (ее играет Светлана Светличная), с которой они разговаривают.
Через сентиментальную трогательность, характерную для творчества Ренаты Литвиновой, веет трагическим мироощущением. Мертвые жалеют живых, а живые стремятся к мертвым. Суицидальных примеров в сюжете несколько. Полосуев (герой Константина Хабенского) так объясняет причину своего отчаяния: 'Молодость прошла, и это тело никогда не ело вкусно, не спало, не загорало, а только мерзло и ходило под дождем'. Оппозицией этим словам звучат реплики, брошенные потусторонними героями, - что-то вроде: 'Здесь озера теплые. Жители ходят молодые, я вся молодая. Я здесь целуюсь. Я в жизни мало целовалась'.
В общепринятом понимании ни одну героиню 'Богини' красавицей не назовешь (они далеки от затертого эксплуатацией образа юной модельки): режиссер Литвинова не стремится их приукрасить, напротив заостряет внимание на их физическом своеобразии. Увядшая молодость женщины за счет внешних атрибутов (макияжа, одежды) показана очень смело, с максимальным приближением камеры изучается каждая морщинка на теле, словно это какой-то зашифрованный код, который должен считываться. Картина получилась весьма стильной. Некоторые планы напоминают фрагменты фотосессий из модных журналов: вызывающий мейк-ап, поиск эстетства в антураже, лишь отдаленно напоминающем реальность, причудливые для сегодняшнего времени предметы гардероба, профессионально выставленный свет. Это настоящий город женщин: женских образов очень много. Их объединяет актерская игра в стиле 'а-ля Рената Литвинова': все говорят и двигаются, как сама дива.
Екатерина Наседкина, InterMedia

Последние новости