"НЕБЕСНЫЙ КАПИТАН И МИР БУДУЩЕГО": ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - САМОЛЕТЫ, НУ А РОБОТЫ - ПОТОМ
Благодатная среда для героев разных мастей - это помпезно устремленный ввысь Нью-Йорк тридцатых годов, запечатленный в многочисленных черно-белых фотографиях и бессчетных гангстерских фильмах. Как и положено, здесь светятся прожектора, ездят допотопные такси, а горожане коротают время в синематографе. На этот раз город сотрясает угроза похлеще гангстерской. Средь бела дня на Готэм-сити (так здесь именован Нью-Йорк, что навевает недвусмысленные ассоциации с 'Бэтменом') обрушивается армада летающих роботов высотой со средний жилой дом. Роботы, задизайненные по лучшим образцам классических комиксов (угловатые клешни, светящаяся прорезь, стреляющая световыми лучами, на месте глаз), устраивают в городе паноптикум, разрушают коммунальное хозяйство и зачем-то крадут электрические генераторы. Пронырливая газетчица Полли Перкинс (Гвинет Пэлтроу), вооруженная обольстительной улыбкой и фотоаппаратом и не отягощенная моральными принципами, расследует серийные похищения известнейших ученых, а также технологий и природных ресурсов по всему миру. Едва не оказавшись во время атаки роботов на мегаполис под ногами механических страшил, Полли кидается к своему бывшему (и заикающегося от одного ее имени) бойфренду, командиру элитной самолетной эскадрильи Джо 'Небесному капитану' Салливану (Джуд Лоу). В результате заключенного пакта о ненападении и взаимовыгодном сотрудничестве Полли и Джо гоняются за стаями крылатых роботизированных чудищ, отражают атаку агрессивных жестянок на секретную авиабазу, отправляются в альпинистский поход в Непал - и в итоге выходят на злого гения доктора Тотенкопфа, величайшего ума современности, когда-то ушедшим на службу немецкой военной машине. Вознамерившись посоперничать с Творцом, инфернальный доктор жаждет создать новый ковчег и построить свой 'мир будущего', а старому, стало быть, суждено быть разнесенным в клочья как не оправдавшему надежд Создателя. В небесах и под водой, на горных склонах и затерянных островах Джо, Полли и еще одна эпизодическая пассия Небесного Капитана, ошеломляющая капитан британской авиации Франческа Кук, воюют с полчищами машин-убийц за спокойствие 'порочного', но такого родного мира.
Оживленный соотечественником Майкла Мура режиссером-дебютантом Керри Конраном романтический тридцатнический Нью-Йорк выстроен в манере альтернативного историзма - то есть вроде все как надо, но антураж разбавляют разномастные роботы (перечень которых сгодится и для каких-нибудь 'Звездных войн'), летающие авианосцы и самолеты-амфибии британских ВВС, а также вычурные изобретения гениального трудящегося на Небесного Капитана механика Декса, черпающего вдохновение из комиксов. Таким же одержимым изобретателем и преобразователем действительности выступил Керри Конран вместе с вверенной ему командой компьютерщиков. 'Небесный Капитан' - один из тех пока что редких фильмов, целиком снятых с технологией 'голубого экрана'. Актеров снимали цифровыми камерами на однородном фоне, а потом рисовали среду их обитания на компьютере, заодно пропустив изображение через фильтры, значительно 'смягчив' и прибавив лазурных бликов для пущей романтичности. Более того, в фильме задействованы не только ныне живущие актеры: эпизодическая роль злого доктора Тотенкопфа собрана из кусочков архивных съемок знаменитого актера Лоуренса Оливье, почившего еще в 1989 году. Впрочем, жару дают и вполне живые актеры. От летчицы-аса с железным характером в исполнении стройной и полногубой Анджелины Джоли невозможно оторвать глаз, а бесконечные позерства Джуда Лоу, ужимки Пэлтроу (которой, оказывается, замечательно удается играть истеричек) и бурные препирательства героической пары провоцируют у зрителя приступы безудержного смеха. Смеха бурного, но легкого и светлого, как и весь фильм, в который, несмотря на некоторое отсутствие динамики и 'рубилова', хочется влюбиться с первого взгляда и лелеять на полке, как полное собрание приключений Индианы Джонса. Кстати, уже заявлен спин-офф, в центре которого - капитан Фрэнки Кук. Кажется, Анджелина Джоли в итоге сведет с ума всех любителей комиксов, а такой, похоже, таится в каждом мужчине.
Игорь Веселов, InterMedia