ПОСЕТИТЕЛИ 'МОСКОВСКОЙ ОСЕНИ' ПОМОГАЮТ КОМПОЗИТОРАМ СОЧИНЯТЬ ПРЯМО ИЗ ЗАЛА
В день открытия перед началом концерта перед собравшимися выступили председатель оргкомитета Олег Галахов, болгарский композитор Георги Минчев и заместитель редактора газеты 'Музыкальное обозрение' Петр Меркурьев. Публике напомнили, что предыдущая, 25-я 'Московская осень' стала лауреатом 'Музыкального обозрения' как 'фестиваль года', и в подтверждение этого Меркурьев вручил Галахову диплом.
Затем речи уступили место музыке: первым прозвучал Концерт для виолончели с оркестром ныне покойного Алексея Николаева (1931-2003), написанный в 1994 году, но впервые исполнявшийся только сейчас. Виолончелисту Кириллу Родину аккомпанировал Государственный академический симфонический оркестр России под управлением своего художественного руководителя Марка Горенштейна. Откровенно слабое сочинение, похоже, не могла спасти даже талантливая игра Родина, - это навело на мысль, что опус, видимо, не зря пролежал 'в запасниках' композитора целых девять лет. Далее программа продолжилась Симфоническими вариациями для фортепиано с оркестром (солистка - Татьяна Сергеева) председателя Союза композиторов России Владислава Казенина. Это его наиболее монументальное симфоническое произведение, заряженное мощной ритмической энергией, что особенно ощущается в партии фортепиано. Сочинение показалось несколько растянутым, и в более сжатом виде, после некоторых купюр, оно, вероятно, звучало бы лучше. Татьяна Сергеева буквально спасла ситуацию, не дав форме произведения окончательно развалиться. Однако не обошлось и без курьеза: во время паузы один перевозбудившийся слушатель 'из глубины души' пропел на весь зал несколько нот, продолжив линию музыкального развития. Чем, должно быть, весьма разозлил инженеров, ведущих запись концерта. А публика после такого солирования заметно оживилась и до конца произведения улыбалась и перешептывалась.
Второе отделение началось с Концерта для валторны, струнного оркестра и четырех валторн самого маститого из включенных в программу композиторов Андрея Эшпая (солировал Алексей Серов). 'Как и в других инструментальных концертах, мне хотелось и в данном случае выявить характерные особенности именно этого инструмента - его тембральные и технические возможности и изумительные по звуковой красоте свойства', - так композитор прокомментировал свои намерения. После исполнения автору устроили настоящую овацию, и он выходил к сцене на поклон. Закончился концерт произведением гостя из Болгарии Георги Минчева 'Контрасты' - музыка для оркестра', которое зал встретил уже без особого восторга.
Екатерина Куценко, InterMedia