НОННА МОРДЮКОВА
'Говорят, мало по-настоящему хороших молодых актеров. Да откуда им взяться? ВГИК рухнул, потому что из него ушли лучшие кинематографисты-преподаватели. Студенты бегают: какие-то лохматые мальчики и девочки в коротких юбках - и у них одни доллары в глазах. Все думают только о деньгах - как бы побольше заработать. А с такими установками хорошим артистом не станешь'.
(КАК УЧИЛИСЬ В ЕЕ ГОДЫ)
'Я училась в голодные послевоенные годы. Однажды мама прислала мне восемь килограммов кукурузы. Это была единственная еда. Кукурузную кашу на керосинке целый день варить надо было, поэтому в общаге оставляли дежурную. А остальные шли на занятия. Однажды подруга прибегает на лекции: у котелка донышко отвалилось, и вся наша еда пропала. Как я рыдала! А с репетиций не ушла...'
(КАК НУЖНО ИГРАТЬ)
Чтобы хорошо сыграть роль, нужно себя тратить. Суть актерской игры одна - прожить жизнью своего героя. Всей душой отдаться, со всей страстью, выплеснуться до самого донышка. Чем сильнее страдание - тем слаще, тем больше можешь сыграть. В картине Григория Чухрая 'Трясина' моя героиня - женщина, которая спасает от войны последнего сына, двадцать лет прячет его на чердаке. Она теряет рассудок в конце концов. Эту сцену не репетировали. Я просто говорила 'сыну': 'На чердак не ходи - там черти. Там бесы. Я слышу их...' И идет полный экспромт. Я все пропускала через себя. Мне казалось, я сама сойду с ума. Снимаем сцену, когда герой вешаться приготовился. 'А ты, Митя, это зачем? Я тебя сохранила, на чердаке тебя охраняла, а ты что удумал, гадина?' Мать берет ремень и бьет его. Уже не помню себя, он плачет, у него полосы от ударов на спине. Режиссер кричит: 'Стоп!' - а я отойти не могу. Один раз в перерыве падаю на костюмершу: 'Тоня, я сдохну на этой картине, не выдержу!' И плачу...'
(О ГОЛЛИВУДЕ И РОССИЙСКОМ КИНО)
'Артисты рвутся в Голливуд за славой и деньгами, режиссеры пытаются делать кино для американцев. Не только молодые - некоторые маститые пытаются американизироваться. Зачем? Свое не ценим, все нам кажется, что за морем и кисель гуще, и берега круче. И все удивляются, почему ни у тех, ни у других ничего не получается. Понастрогали каких-то бандитских поделок по образцу их боевиков. Все изощряются в форме: на экране непонятные пятна мельтешат, фокуса нет. Но ведь в кино главное - человек, его чувства, его глаза... <:> Почему такой успех имел фильм Звягинцева 'Возвращение'? Потому что про свое снимал, не старался понравиться Голливуду. В американском кино много мастеровитости, но нет души'.
('Комсомольская правда', 11.11.04).
Чайкина