"ТОЧНАЯ КОПИЯ": СПИ СПОКОЙНО, МИЛЫЙ КЛОН

Пресс-показ драмы 'Точная копия' (A ton image, Франция, 2004, режиссер - Аруна Вилье, в ролях - Настасья Кински, Кристофер Ламберт, Одри Девильде, Рюфюс, Анджей Северин) прошел в Центральном Доме литераторов 12 ноября.
Экранизация одноименного романа Луизы Л. Ламбриш. Переживающая душевный кризис женщина Матильда (Кински) и акушер Тома (Ламбер) встретились и полюбили друг друга. Для полного счастья им хотелось бы иметь ребенка. Но Матильда больше не может иметь детей. Тогда Тома втайне от подруги решается пойти на генетический эксперимент по клонированию. Ничего не подозревающая Матильда рожает милую девочку Манон (ДеВильде), и в семье на время устанавливается настоящая идиллия. Однако ребенок начинает развиваться не по годам и походить на Матильду как точная копия. Самое угрожающее - то, что в центре интересов девочки находится Тома, от которого Манон ждет вовсе не отеческой ласки.
Очередная вариация на тему ужасов клонирования, но задуманная не как триллер (именно такой чистый жанр был представлен в недавнем 'Другом'), а как драма, где суть конфликта представлена отношениями между матерью и дочерью. Потому, несмотря на стандартный набор штампов, используемых с целью напугать зрителя, главный упор сделан на то, как станет развиваться ситуация внутри семьи при обстоятельствах, которые в наши дни трудно считать фантастическими. Ясно, что подобные сюжеты осуждают процесс создания человеческого существа подобным путем. Но человеческая фантазия в данном ключе пока исключает наличие оригинальности сюжетных ходов или психологических проблем. С самого начала становится понятно, чем все закончится, и единственное, что удерживает интерес, - это незнание того, каким образом создатели фильма расправятся с клоном в конце. То, что Манон должна погибнуть, - необходимое условие для мировой справедливости, во что бы то ни стало обязанной проявиться в финале. В дебютной картине Аруны Вилье это тоже происходит - медленно, но верно. Несмотря на участие таких звезд, как Кински и Ламберт, которые очень стараются и выкладываются по полной, после просмотра лента оставляет ощущение неудовлетворенности. И говорит это скорее о кризисе и упадке современного европейского кино в целом. Во времена расцвета французского кино правительство не спешило инвестировать кинематографистов, которые настойчиво пытались добиться реальных денежных вложений в индустрию. С недавних пор эти инвестиции все же были получены, и французский кинематограф, вдохновляясь девизом 'догоним и перегоним Америку', бросился осваивать жанры, в которых уже давно поднаторел Голливуд. В результате мы имеем дело с обезличенным кино, в большей массе лишенным эстетической и этической оригинальности. Это в полной степени касается и детища Аруны Вилье, у которой не получилось совместить триллер и драму в полноценное зрелище, достойное высоты и сложности поднятых проблем.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости