'САНСА': БРОДЯГА Я!

Пресс-показ фильма 'Санса' (Sansa, Франция-Испания, 2003, режиссер - Зигфрид, в ролях - Иври Гитлис, Рошди Зем, Эмма Суарес, Валентина Черви, Рита Дурао) прошел в Центральном Доме литераторов 16 ноября.
Санса (Рошди Зем) - это прозвище молодого арабского художника, главным занятием которого является путешествие по миру в поисках женщины. Впрочем, очень скоро выясняется, что это всего лишь не слишком удачная отмазка для полиции и пограничников, чересчур жалующих вниманием странного бродягу с подозрительной арабской внешностью. На деле Санса путешествует потому, что эти странствия - суть его жизнь. 'Дитя мира', он не обременен недвижимостью, багажом или деньгами, даже паспорт Сансы - истертая книжица, похожая на старую тряпку. Как всякий художник, наш герой наблюдатель от бога - часами он может сидеть на лестнице или парапете, любуясь на прохожих и повседневную суету незнакомых мест. Жизнь бродяги лишена условностей: он с благодарностью принимает внимание всех женщин, встреченных во время странствий, перебивается случайными заработками и исполнением мелких поручений, не держит зла на обидчиков и завязывает мистическую дружбу с музыкантом Мистером Кликом (Иври Гитлис). Мистер Клик диковинным образом появляется всегда в тех городах, куда судьба заносит Сансу, становясь его ангелом-хранителем, вторым 'я' и просто хорошим спутником.
'Санса' - это фильм-утопия, его ни в коем случае не надо пытаться понять или разложить по полочкам. Это фильм - бродяга, фильм-провокация, созданный таким же провокатором и бродягой, что и герой. Зигфрид - матерый альтернативщик, которого не пустили в Америку только за его вызывающий и непонятный внешний вид. Зигфрид - фотограф, гражданин мира и известный музыкант (написавший, кстати, музыку к фильму Гуки Омаровой 'Шиза'). В своей второй картине Зигфрид предлагает зрителю несложную игру - опознать города и страны по набору дешевых клише: Париж - значит, Монмартр и художники, клошары и ажаны, Италия - музыка и мелкие мошенники, Индия - священные коровы, Япония - многолюдность и техногенность. Россия в этом ряду представлена ушанками с кокардой, медведями на улицах, красивыми женщинами и безобразными мужчинами, бдительными охранниками и чеченской мафией. Всей этой намеренно пошлой атрибутикой режиссер отгораживает своего героя от внешнего мира типажей и стереотипов, сосредотачиваясь на внутренней оценке происходящего, на тончайших движениях души художника. Вместе с героем Зигфрид совершает путешествие внутрь собственных переживаний и видений мира, в котором все внешнее - лишь одна большая галлюцинация, а истинную цену имеют только отношения людей и совокупность их индивидуальностей. В этом фильме не соблюдаются никакие каноны - рваный ритм, прыгающая камера (привет 'Догме'), бестолковый монтаж, смазанный видеоряд и при всем этом - удивительная монотонность повествования. Парадоксальный и непредсказуемый, как и сам автор, полный неповторимого колорита и очарования, 'Санса' - утопический гимн свободе души и тела в несвободном мире.
Дарья Евдочук, InterMedia

Последние новости