ОПЕРА 'ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА' ПОСТАВЛЕНА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
Это первая постановка первоначальной редакции оперы на Основной сцене ГАБТа. В 1935 году вскоре после создания оперы Большой театр одним из первых осуществил постановку 'Леди Макбет Мценского уезда' на сцене своего филиала (ныне театр 'Московская оперетта'). Именно этот спектакль послужил в 1936 году причиной появления скандально известной статьи в газете 'Правда' 'Сумбур вместо музыки', надолго определившей судьбу произведения. Сегодня, когда первая редакция оперы Шостаковича стала признанным во всем мире сочинением, обращение ГАБТа к ней должно стать не только значительным художественным событием, но и восстановить историческую справедливость. Между первой и второй редакциями существует много различий. Работая над своей оперой, Шостакович пытался ее пригладить, сделать менее агрессивной. Сексуальные сцены просто вымарывались или смягчались. Было изменено и название оперы по имени главной героини - 'Катерина Измайлова', а также внесены структурные и гармонические преобразования. Таким образом, хотя в 1980 году вторая редакция оперы в ГАБТе была поставлена, это была 'Катерина Измайлова', а не 'Леди Макбет Мценского уезда'.
Музыкальный руководитель постановки и дирижер Золтан Пешко считает, что 'это долгий путь реабилитации Шостаковича'. Пешко видел много постановок этой оперы за рубежом, и у него сложилась своя концепция этого сочинения. Многие режиссеры, по его мнению, видели только смешное или много секса, но не видели главного - безумного одиночества этой женщины, которая страстно желает, чтобы ее любили. Нельзя смотреть на эту оперу односторонне, нельзя ее рассматривать только как политическое или социальное произведение. Пешко долго шел к пониманию музыки Шостаковича, и этот композитор сыграл невероятно большую роль в становлении его отношения к русскому искусству: 'Я прожил тридцать лет под властью двух диктатур и знаю, как трудно живется художнику в таких условиях. В произведении Шостаковича царит мужской мир. Он завоевал себе власть и делает все, чтобы сохранить свою власть. У Катерины не остается другого выхода, как убийство'. Пешко считает вторую редакцию оперы вынужденной, так как Шостакович 'попытался спасти оперу, представив оперетту'.
Премьера спектакля состоится 19 ноября. Режиссер-постановщик Темур Чхеидзе отмечает высокий уровень участников постановки: 'У нас два состава готово. Что касается исполнительниц партии Катерины, то они на одинаковом уровне'. 19 и 23 ноября эту партию поет Татьяна Анисимова, 21 ноября - Татьяна Смирнова.