"ПЛОХОЙ САНТА": ПОДАРКОВ НЕ ЖДИ
под Рождество, а остальную часть года прохлаждается где-нибудь на побережье. Однажды судьба заносит его в провинциальный Феникс, где случайная встреча с мальчиком-олигофреном (Бретт Келли) положила начало довольно странной дружбе. В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств Санта-Торнтон переезжает к мальчугану, живущему под присмотром выжившей из ума бабушки. Ярая мизантропия и моральный декаданс Санты постепенно смягчаются благодаря слепому обожанию трогательного переростка-дауна. Не то чтобы вместе им было хорошо - но явно лучше, чем порознь.
Терри Цвигофф, создатель незабвенного 'Мира призраков', за который мы так любим Тору Берч, снова выпускает на арену фриков всех мастей и окрасов. Здесь вам и Санта-алкоголик, который по всем объективным показателям непременно должен окончить жизнь в канаве или за решеткой, и барменша, грезящая с детства эротическими фантазиями о Санта-Клаусе, и коматозная бабушка, бросающаяся делать сандвичи первому забредшему в дом грабителю, и чудовищного вида афроамериканские проститутки, и помешанные на политкорректности служащие супермаркетов, которые не могут уволить черного лилипута из-за боязни увидеть под окнами пикетирующую толпу черных лилипутов. Трудно придумать более неустроенных, нелепых, трагикомичных героев, чем те, которые населяют пространство цвигоффских фильмов. Но за всей внешней несуразностью главных персонажей скрывается, как водится, неподдельное одиночество и тонкая душевная организация. Дуэт Торнтон-Келли смотрится почти так же хорошо, как Бушеми-Берч из 'Мира призраков'. Два диаметрально противоположных мира, но одинаково диссонирующие со всем остальным миром, притягиваются для того, чтобы противостоять творящемуся вокруг тихому апокалипсису. Цвигофф опять погружает нас в картонную вселенную торговых центров сонной провинции и еще более жестоко, чем раньше, расправляется с приметами окружающей его поп-культуры. На сей раз он замахнулся на святая святых - Санта-Клауса, фактически распяв главный рождественский американский культ. Билли Боб Торнтон щеголяет недельной щетиной и добрую половину фильма перемещается в кадре исключительно с бутылкой 'Столичной' наперевес (самая подходящая роль для него после развода с Анджелиной Джоли). А постельная сцена в машине с воплями: 'Трахни меня, Санта!' под мелодию 'Jingle Bells' запросто могла бы украсить какую-нибудь порноподелку средней руки. Но чувство меры удерживает Цвигоффа от беспросветной чернухи, и на выходе мы получаем довольно умное, саркастичное, местами пронзительно грустное кино. Под маской комедии режиссер в очередной раз преподносит бескомпромиссную жизненную драму. И все же в финале идет на уступки рождественской романтической традиции и скатывается к условному хэппи-энду. Рождество как-никак.
Екатерина Нежельская, InterMedia