"ЛИЧНЫЙ НОМЕР": НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ГОЛЛИВУДСКОГО МАСШТАБА
Прежде чем пересказывать сюжет картины, попробую описать героев. Итак, главный герой - майор Смолин (Алексей Макаров), некрасивый, но мужественно-обаятельный; чеченец Умар (Вячеслав Разбегаев) - красивый юноша с грустными глазами, журналистка CNN (Луиза Ломбард) - просто красивая, что называется, no comments; олигарх (Виктор Вержбицкий) - некрасивый, необаятельный, с бегающими глазками и тонкой шеей; его правая рука (Егор Пазенко) -необаятельный, с колючими глазами и шрамом на лице, а также множество арабов, чеченцев, милицейских чинов, военных и спецназовцев с типовой внешностью. Я думаю, после этого описания сюжет картины уже понятен. Если нет, поясню: одноликие чеченцы-арабы пытаются уничтожить мир, взорвав бомбу над Римом. Красивые и обаятельные герои пытаются этот мир спасти, а некрасивые и необаятельные всячески им мешают, пытаясь попутно извлечь коммерческую выгоду. Однако на самом деле все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. При всей своей 'типичности', герои Евгения Лаврентьева, как ни странно, получились вполне живые. Может быть, немножко плоские, но в остросюжетных боевиках, к числу которых относится 'Личный номер', другие и не предусмотрены. Что касается событий, происходящих в фильме, они тоже (с некоторой натяжкой) похожи на достоверные. Конечно, никто не будет воровать в России плутониевую бомбу, чтобы взорвать ее в одной из европейских столиц, и захват заложников в цирке (скопированный с 'Норд-оста') слишком уж театрален - вежливые чеченцы, говорящие с журналистами по-английски, героические зрители, прикрывающие грудью чужих детей, мужественные спецназовцы, спасшие всех заложников: все это, к сожалению, имеет мало общего с реальностью.
Впрочем, укорять 'Личный номер' в недостоверности - самое последнее дело. Ведь это фильм-мечта, фильм-идея, 'фильм-рекламный слоган', 'фильм-национальное возрождение', и еще куча подобных определений. Фильм о хорошем русском майоре, спасающем мир от террористов, по определению не может, да и не должен быть умным. Он должен быть ярким, захватывающим и интересным, а с этой задачей его создатели справились на 'отлично'. И сделан он, надо признать, на очень достойном уровне, а для российского кинематографа - так вообще на запредельном. Невероятные спецэффекты, трюки и масштабные съемки ничуть не уступают голливудским, невзирая на относительно скромный, всего лишь в $7 млн., бюджет картины. 'Личный номер' можно смело назвать первой удачной попыткой создать конкурентноспособное на мировом рынке кино (тот же 'Антикиллер' или 'Ночной дозор', конечно, сняты неплохо, но, увы, как-то уж очень по-советски). А сюжет: Да, Бог с ним, с сюжетом - не им единым жив человек. Иногда просто хочется поглазеть на экран, получая удовольствие от каждого кадра, ощутить себя на месте мужественного героя, побеждающего врагов, восхититься смелостью и отвагой, почувствовать вкус крови и запах гари, испытать ужас падения в пропасть и радость удачного завершения трудного дела. Единственный совет, который можно дать зрителям, - не покупайте 'Личный номер' на видео, идите в кинотеатр, поскольку ощутить всю красоту и мощь картины можно только на большом экране со стереозвуком. Только там можно испытать настоящий кайф, а потом выйти из кинотеатра с довольным лицом, сказав на ухо приятелю или подруге: 'Фильм, конечно, фигня, но как же он сделан!..'
Евгения Чайкина, InterMedia