В ПОЛЬШЕ ИЗУЧАЮТ ФЕНОМЕН АЛЛЫ ПУГАЧЕВОЙ
Польский музыковед Гжегож Пиотровский выпустил книгу об Алле Пугачевой, получившую название 'Алла Пугачева - феномен русской песенности'. В ней автор анализирует репертуар певицы, рассматривая его в категориях музыкального и языкового текста, акцентируя культурные и исторические условия, в которых создавалась та или иная песня. Своим изданием Гжегож Пиотровский сделал попытку заполнить исследовательский пробел, существующий в отношении феномена Пугачевой, до настоящего времени обойденного молчанием в музыковедческих работах. По мнению автора, оригинальный стиль интерпретации Аллы Пугачевой опирается на разные традиции: на французско-американский жанр актерской песни (Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Лайза Миннелли), на русские образцы литературной песни (Александр Вертинский, Клавдия Шульженко), а также на достижения авангардной популярной рок-музыки. Одновременно стиль советской поп-стар развивался в очевидной оппозиции к стилю советской же эстрады 50-х и 60-х годов, становясь в свою очередь эталоном для многочисленных последователей. Пиотровский отмечает у певицы широкий диапазон (от контральто до сопрано), большую силу, а также характерный тембр голоса. Ее вокальная техника, сформированная на основании принципов классической постановки, объединяет различные способы оперирования голосом. В исследовании подчеркивается, что вокалистка проявляет особую чувствительность к тембру как к важному средству музыкальной экспрессии, сопоставляет крайние регистры и разные способы артикуляции звука. Она сформулировала (что подтверждают личные ее высказывания теоретического характера) 'паратеатральную концепцию песенного искусства, опирающуюся на смелый репертуар, представляющий большую литературную и музыкальную ценность'. В музыкальном отношении ее репертуар, как сказано в книге, характеризуется стилистическим разнообразием, вдохновляемым симфонической, народной, поп- и электронной музыкой, а в литературном отношении в ее творчестве звучат великие темы любви, свободы личности, а также, что особенно характерно, раздумья о профессии и жизни эстрадного артиста. В авторских композициях Алла Борисовна, по мнению г-на Пиотровского, пользуется богатым гармоническим языком в рамках тональности мажор-минор и так называемой расширенной тональности: 'лабильная тональность, многочисленные вставки, сопоставление тональностей, сдвиги аккордов, хроматизмы и вокальная мелодия со сложными интервалами - это основные средства ее интерпретации словесного текста'. Автор определил идиому 'театра песни Пугачевой', произвел деление творчества артистки на периоды и, наконец, определил ее значение в процессе модернизации русской популярной музыки.