"BERLIN BLUES": БЛЮЗ ДЛЯ БЕДНЫХ

Фильм "Berlin Blues" (Herr Lehmann, Германия, 2003, режиссер - Линдер Хаусманн, в ролях - Кристиан Ульмен, Детлев Бух, Катя Дановски, Янек Райке) был показан 13 декабря на завершении III фестиваля немецкого кино в киноклубе '35 мм'. Совершенно неожиданным образом оказалось, что устроители фестиваля до самого закрытия приберегали пусть неестественный и немного вымученный, однако самый немецкий по духу фильм из представленных в фестивальной программе.
Во времена раскола Германии границей Западного Берлина был район Кройцберг, в девяностые ставший излюбленным местом демонстраций фашистских и демократических группировок. Расположенный вплотную к Берлинской стене, Кройцберг стал последним рубежом западного мира, царством анархии и свободомыслия, маленьким берлинским Амстердамом. В районе собирались студенты, богема, свободные художники, а также просто желающие зажечь в одном из множества баров и пивных, которыми славится Кройцберг. Франк - бармен в одном из кройцбергских заведений. Его босс, по совместительству владелец еще двух десятков пивных, коллеги, одновременно являющиеся его друзьями, в шутку называют его "господин Леманн". Франк - любимец всей компании, хотя ничего особенного не делает. Есть ведь такая профессия - быть хорошим парнем. В 1989 году в обнимку со своей девушкой, поварихой Катрин, и лучшим другом Карлом (здоровяком по прозвищу Супер-Карл, в свободное время изготовляющим титанические инсталляции и помешанном на электролитах в пище) Франк после работы регулярно обходит все пивные, кинотеатры и прочие увеселительные места в округе, проводя вечера и ночи в бесконечно бессмысленном и бесконечно теплом дружеском трепе. Утром вся компания друзей-коллег нежится в бассейне и предается блаженному безделью, предвкушая очередную угарную ночь. Их жизнь, лишенная революционной остроты, равно как и буржуазного лоска, проходит в веселом неуловимом ритме. А за непроницаемой стеной - неизвестный, мифический мир, о котором жители Кройцберга предпочитают не вспоминать. Существование Восточного Берлина заботит Франка только потому, что там живет его бабушка, которой он тщетно пытается передать деньги. Но скоро Стена рухнет, и привычный незамысловатый уклад жизни будет снесен ветром перемен.
Поначалу кажется, будто "Berlin Blues" (или просто "Господин Леманн", если не прислушиваться к нашим прокатчикам) - легкомысленная комедия из тех, что воспевают ночной образ жизни, бесконечные перебежки из одного бара в другой и приключения, начинающиеся после пятой принятой текилы. Сходство усиливается приемами, которые в ходу у модных английских кинематографистов (например, повторяющаяся штука с перевоплощением, когда Франк и Карл разговаривают о "Звездных войнах" и предстают в образе рыцарей-джедаев, а Катрин становится на несколько секунд принцессой Леей). Вот только снято это кино с характерной немецкой топорностью и без необходимого в таком жанре легкого и ветреного настроения. На самом деле, "Господин Леманн", снятый по одноименному бестселлеру немецкого писателя и рок-музыканта Свена Регенера, - это весьма характерная для немецкого искусства рубежа веков (книга вышла в 2001 году) история об экзистенциальном кризисе и взгляде в пустоту. И, опять же в духе немецкой (да и европейской) литературы последнего десятилетия, судьба нации здесь находит отражение в жизни героев. Катрин бросает "господина Леманна", всегда энергичный и неунывающий Супер-Карл вдруг впадает в беспробудную депрессию и рушит все свои инсталляции как раз накануне исторической ночи 9 ноября 1989 года, когда жители обеих частей Берлина с ликованием встречали падение Стены, не подозревая, что участвуют в становлении нового мирового порядка. Однако такую банальную символичность можно легко простить фильму, который снят не о трагедии или торжестве, а о поиске точки зрения на происходящее. Показательна в этом отношении одна из финальных сцен, в которой накачавшийся пивом Франк и едва знакомые ему обитатели маргинального бара, едва продирая глаза, смотрят по телевизору репортаж о падении Стены. И лишь где-то через полчаса раздается возглас: "А пойдемте посмотрим!" - после которого следует сцена почти что карнавальная. И хотя в самом фильме не раздается ни одной блюзовой нотки (а саундтрек составлен из знаменитых образцов альтернативного рока, вроде Eels), открытая концовка задает именно такое настроение: слегка усталый, но оптимистичный взгляд вперед. Умение смело шагать в пустоту, где ожидают настоящие друзья - и настоящие приключения.
Игорь Веселов, InterMedia

Последние новости