III ФЕСТИВАЛЬ НЕМЕЦКОГО КИНО: ЧТО НЕМЦУ ХОРОШО?
Открывала фестиваль лента 'Воспитатели' (Fetten Jahre sind vorbei, 2004), дышащая молодежным духом радикализма. Сделанный явно не без оглядки на 'Бойцовский клуб', 'Мечтателей' и 'Здравствуй, ночь!', фильм рассказывает историю панкующей троицы молодых людей (два друга и девушка, романтически настроенная к обоим), объединившихся в группу 'Воспитателей'. Доморощенная бригада по ночам вламывается в особняки богатеев, переворачивает все вверх дном и оставляя провокационную записку, удаляется, ничего не взяв (прямо-таки родное 'Так ведь кражи не будет!'). Случайно они натыкаются на одного такого толстосума (Бургхарт Клаусснер) и, дабы не попасться, похищают его. Режиссер-дебютант Ханс Вайнгартнер на прошедшей после показа дискуссии взахлеб рассказывал о своем хипповском прошлом, о несправедливости капиталистического строя, о бродящем по Европе призраке коммунизма и проч. При этом создалось впечатление, будто Ханс сам до конца не понял значения своей, невероятно свежей, картины: дело ведь оказывается не в революционных лозунгах, а в том, что последует за этой революционной борьбой, какие цели преследуют молодые люди и какой душевный подъем при этом испытывают.
Другая ажиотажная лента - 'Агнес и его братья' - тоже оказалась остросоциальной, только вот затрагивает она общественные коллизии более глубокого уровня. Фильм отслеживает судьбу трех братьев, у которых все не складывается. У одного из них, успешного, вроде бы, политика, не заладилась семейная жизнь: отрекается от него и боготворит сына-подонка. Младший (Мориц Бляйбтброй) страдает от сексуальных комплексов, которые удовлетворяет вуайеризмом в женском туалете библиотеки. Третий и вовсе променял когда-то мужские имя и гениталии на женские, и теперь умирает от венерической инфекции. Виновником всего этого братья видят отца-деспота. Продвигающая, с одной стороны, линию национальной травмы, от которой никак не оправится современная Германия, фильм так и не раскрывает до конца всех своих вопросов: то ли это просто незамысловатая чернуха, то ли метафорическая национальная трагедия, то ли, наоборот, фильм о том, что в итоге все будет хорошо.
Впрочем, не весь немецкий кинематограф играет на струнках национальной самобытности. На фестивале был показан и боевик 'Без звука', попытка снять образцовое жанровое кино с европейским почерком. История киллера-виртуоза, влюбляющегося в невольную свидетельницу одного из его заказов, сдержанным, но эффектным драйвом и отсутствием голливудских прикрас сильно напоминает хмурого 'Ронина'. Вот только сделан фильм до того топорно, что создатели, забываясь, даже романтичным сценам добавляют брутальную атмосферу и саундтрек.
Самым немецким, пожалуй, можно назвать фильм 'Berlin Blues', показанный на закрытии фестиваля. Это даже в большей степени, чем 'Агнес и его братья', кино ни о чем: бармен Франк по прозвищу 'господин Леманн' бродит по кварталам богемного берлинского района Кройцберга, шатается по барам, устраивает дебоши со своим другом 'Супер-Карлом', влюбляется и ссорится с поварихой Катрин - в общем, перефразируя Ренату Литвинову, 'делает все, что мы так ненавидим'. События привязаны к падению Берлинской стены, которое грянет, когда жизнь Франка будет опутана мглой неопределенности. Праздник жизни, на котороый попадает отчаявшийся было Франк, аллегорически иллюстрирует Германию, о которой мечтает режиссер. Спустя 15 лет после объединения ФРГ далека от гармонии: западные немцы смотрят на восточных свысока, а социальная неустроенность выражается в виде растущей волны протеста (большинство демонстраций, что интересно, сейчас проходят в том же Кройцберге). И воздушный оптимизм, с которым создатели фильма смотрят на ситуацию, - лучший вариант для задавленной грузом прошлого Германии.
Игорь Веселов, InterMedia