'АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЙ': МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ 'МАКДОНАЛДС'

Премьера мультипликационного фильма 'Алеша Попович и Тугарин Змей' (Россия, 2004, режиссер - Константин Бронзит) состоялась в кинотеатре '5 звезд' 22 декабря.
Иноземные агрессоры типа 'чурбан заморский' требуют с мирных жителей деревеньки Ростов дань. Могучий сын местного священника Алеша и его щупленький пожилой дядя пытаются помешать злым тугарам грабить добрых русских людей и с этой целью разрабатывают хитрый план. План встречен земляками с энтузиазмом ('и пусть все басурмане с голоду передохнут', - резюмирует общее мнение невеста поповского сына Любава). Однако все получилось не так, как планировалось, а как всегда - и золото тугары унесли, и дома все разбиты. Обруганный односельчанами Попович отправляется в далекий поход вызволять ростовское золото, а за ним увязываются дядя, невеста Любава с ослом Моисеем и невестина бабка. По дороге злые цыгане продают дяде 'богатырского' коня-доходягу Юлия, к тому же говорящего и шибко грамотного. Конь утверждает, что грамоте обучался в Новгороде, однако верится в это с трудом - манеры и лексика у него явно с Брайтон-Бич. Из тех же краев и мультфильм в целом.
Константин Бронзит, видимо, пытался создать русский аналог 'Астерикса и Обеликса', но получилась из этого очередная смесь французского с нижегородским. В данном случае - с ростовским (хотя при чем тут Ростов?). Нарисовать героев в голливудской карикатурной стилистике и сделать их полудурками, конечно, удалось, а вот сделать историю вменяемой и ритмичной - отнюдь. Видимо, противоестественна и изначально лукава сама идея, когда русские люди снимают о своей истории фильмы типа американской 'Анастасии'. К тому же, в отличие от американских фильмов, неполиткорректность представленного мультика почему-то кажется реально постыдной. Идиотский юмор и плоский пафос подобных картин на отечественной почве выглядит еще и чудовищно пошлым, а шуточкам Любавы типа: 'В монастырь уйду: в мужской!' - даже дети не смеются. Впрочем, для учеников младших классов припасено множество других гэгов вроде пинков под зад и истеричных воплей коня-циника, над которыми дети смеются вполне охотно. Родители, любящие передачу 'Аншлаг' и способные кормить своего ребенка в 'Макдоналдсе', могут смело покупать билеты. Этим и обусловлен потенциальный кассовый успех картины, непонятно только, зачем было усложнять себе задачу столь мудреным сюжетом. Да и фальшивый псевдопатриотический пафос от вполне циничных в своем прагматизме мультипликаторов вызывает особенное отвращение. Понятно, что взывать к их совести бесполезно, на русскую культуру им наплевать. Утешает одно: старость они встретят в окружении 30-40-летних людей, воспитанных на их же собственной продукции.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости