ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ ШОСТАКОВИЧА СОПРОВОЖДАЛОСЬ МУЗЫКОЙ МОЦАРТА

Торжественное вручение Международной премии им. Д.Д.Шостаковича Максиму Венгерову состоялось 21 января в Большом зале консерватории. В исполнении Максима Венгерова и камерного ансамбля 'Солисты Москвы' п/у Юрия Башмета, прозвучали сочинения В.А.Моцарта и Антонина Дворжака. Среди собравшихся почетных гостей в зале присутствовали Мстислав Ростропович и Ирина Шостакович. Открывая торжественную церемонию, президент российского фонда культуры Никита Михалков произнес: 'Каждый раз, стоя на этой сцене, я задаю себе вопрос: а что я здесь делаю? Ведь я не музыкант. Но я здесь, потому что моя мама сказала: 'Неважно - что, важно - с кем'. Так вот, с Башметом можно все'.
Атмосфера торжественного вечера была легкой, словно овеянной духом музыки Моцарта. Сам момент награждения не был тяжеловесным и затянутым. По традиции, на сцену вышли две модели ростом выше лауреата, который при этом даже растерялся. 'Выбирай', - коротко подбодрил Венгерова Юрий Абрамович. В первом отделении концерта звучали Дивертисмент для струнных ре мажор В.А.Моцарта, KV 136 и ми-мажорная Серенада для струнного оркестра Антонина Дворжака, соч. 22. О технической стороне исполнения говорить не приходится - все прозвучало безупречно чисто и отточено. Сразу стала заметна одна особенность исполнения - музыкальные мысли Моцарта и Дворжака в этой интерпретации не делились на четкие фразы-высказывания, а звучали единым, не останавливающимся на кадансах, драматическим потоком, словно 'бесконечная мелодия' Вагнера. Хотя сам звук при этом остался по-моцартовски невесомым. И одновременно с 'бесконечной' драматической линией, дирижер с его великолепным чувством мелодии добивался очень тонкой фразировки - вплоть до подголосков и отдельных восклицаний. Даже если фраза включала паузу, эта пауза словно была наполнена музыкой и 'звучала' - дальнейшее продолжение мотива рождалось из 'наполненной тишины'. Но такое любование каждой интонацией, часто не очень хорошо сказывалось на форме. Особенно это касается медленных частей, где из-за гибкой тонкой фразировки в сочетании с 'бесконечной мелодией' ясные очертания архитектоники Моцарта расплывались. Четкий жест дирижера и ясная композиция возвращались в быстрых темпах.
Во втором отделении снова звучала музыка Моцарта - Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми бемоль мажор, KV 364, солировали в которой Максим Венгеров и Юрий Башмет. Последний по очереди играл на альте и дирижировал. Насколько разнятся два этих инструмента - одновременно близкие и одновременно противоположные скрипка и альт, - сразу стало видно по двум исполнителям, которые, казалось, вжились сами в характер инструментов. Альт звучал основательнее, строже, тонкая нюансировка и фразировка перешли из жеста дирижерского в ведение смычка. Исполнение Максима Венгерова отличалось бОльшим темпераментом и эмоциональностью, скрипка вышивала витиеватые узоры сладким звуком. Мудрый альт и чувственная скрипка вели свой диалог непринужденно и почти театрально, что вкупе со светлым характером музыки создало ощущение, что выдающиеся исполнители собрались помузицировать 'для себя'.

Последние новости