"16 ЛЕТ. ЛЮБОВЬ. ПЕРЕЗАГРУЗКА": ДЕВОЧКА СЕГОДНЯ В БАРЕ
Однажды дождливым зимним утром шестнадцатилетняя Хайди (Эбби Корниш) заболталась с молодым человеком своей матери, которая застала их в страстном поцелуе.
В ужасе от своего поступка, напуганная материнской истерикой, девушка убегает из дому. В баре пустующего курортного городка она знакомится с компанией подростков, и в комнате дешевого мотеля отдается одному из них. На утро парень отказывается взять ее с собой в Сидней, ссылаясь на наличие постоянной подружки. Однако вскоре Хайди встречает в том же баре положительного ковбойского парня Джо (Сэм Уортингтон). Джо не собирается развивать отношений, но увозит девушку в провинциальный городок Джиндабайн, расположенный на берегах горного озера. Хайди находит работу на бензоколонке, снимает квартиру у хозяйки местного мотеля Айрини (Линетт Керран), дружба с Джо похоже, развивается в серьезное чувство. Но вихрь внезапных событий рушит новую жизнь девушки, и она пускается во все тяжкие в местном баре.
Представленный фильм, получивший в русском прокате неказистое и громоздкое название ('somersault' означает всего лишь акробатическое сальто), стал главным событием австралийского кино в прошлом году. Помимо участия в официальной программе последнего Каннского МКФ и приза за лучший фильм на МКФ в Эдинбурге, картина получила все тринадцать наград Австралийского киноинститута и, очевидно, позволяет судить о современном состоянии кинематографа этой страны. И профессионально, и стилистически оно вполне соответствует среднеевропейскому фестивальному кино, реалистичному, в меру добропорядочному и многозначительному. Множество времени уделено решенным в ледяных сине-голубых тонах пейзажам холодной Южной Австралии. Фильм не лишен затянутости и эстетизма, но ближе к концу события разворачиваются достаточно жестко и непредсказуемо.
В конце 90-х годов Кейт Шортланд работала с трудными подростками Нового Южного Уэльса. Природа этого штата и история одной из воспитанниц легли в основу фильма. Обаятельная, не лишенная одухотворенности, хотя и малообразованная девушка из глубинки пытается найти свое место в жизни, свою любовь, исключительно руководствуясь теорией 'половой связи как стакана воды' Александры Коллонтай, о которой не подозревает, но которая успешно внедрена ей современными масс-медиа. Но легкомысленное отношение к сексу лишь окончательно обесценивает его, опустошает жизнь Хайди, убивает саму возможность настоящей любви. Мораль, самонадеянно объявленная устаревшей, оказалась не продуктом религиозного консерватизма и источником комплексов, а результатом понимания человеческой психологии. Столкновения правды женской - 'мужикам надо только одного' - и мужской - 'наше дело не рожать:'. Фрейд об этом ничего не писал, и крайне сексуально озабоченное западное общество постепенно вымирает, пытаясь руководствоваться околонаучными теориями далекого от секса человека. В фильме Хайди суждено понять, что есть поступки похуже, чем целоваться с мужиком собственной матери. Но не слишком ли поздно она поймет, что честь надо беречь смолоду - ведь безопасный секс бывает только в рекламе презервативов.
Борис Гришин, InterMedia