ОЛЕГ ГРЕБЕНКИН - 'РУССКИЙ ВЕК'
В последнее десятилетие тема русского народного творчества стала если не модной, то, по меньшей мере, актуальной. Десятки коллективов и исполнителей, не желающие корпеть над созданием собственного репертуара, охотно залезли в этот богатейший кладезь песенного творчества, щедрой рукой заполненный нашими предками. Бесконечно красивые фольклорные композиции внезапно 'обогатились' модными аранжировками, всевозможными электронными и ди-джейскими наворотами, которые, как выяснилось, подходят к ним так же, как украшенный блестками веер и томный, манерный голосок рок-исполнителю, играющему так называемые 'песни протеста'. Когда мне в руки попал дебютный альбом Олега Гребенкина 'Русский век', я с тоской подумала: 'Ну вот, еще один популязатор народного творчества'. Каково же было мое удивление, когда, прослушав только первые композиции, я обнаружила на пластинке не только истинно народную манеру исполнения, но и настоящие народные инструменты, которые никак не спутаешь с их синтезаторными аналогами: балалайку, баян, домру: Никаких раздражающих электронных сэмплов, навязчивой ритм-секции и неуместных завываний исполнителя. Олег Гребенкин настолько бережно отнесся к музыкальной составляющей народного творчества, что вместо неизбежного раздражения альбом вызывает трогательную ностальгию и тоску по ушедшим временам. Так эти песни играли и пели задолго до появления модных радиостанций, раскрутивших русскую народную песню до ее полной неузнаваемости.
Столь же бережно исполнитель отнесся и к текстам выбранных им композиций. Никакой отсебятины и неуместных экспериментов. Слушая 'Русский век', становится даже странно, почему другие исполнители русских народных песен из тех, что активно раскручиваются на центральных каналах и радиостанциях, не понимают красоты и, главное, самодостаточности этих композиций. Ведь эти песни, по большому счету, нуждаются только в одном - чтобы их не забывали. Чтобы их пели проникновенно и с душой, как это сделал Олег Гребенкин, не пытаясь превратить ни одну из них в модный хит. Oн поет эти песни так, как поет народ, поет их для себя, с одной целью - сохранить, сберечь то волшебное, неповторимое явление, называемое русской народной песней.
Евгения Чайкина, InterMedia