РУССКИХ СПРАШИВАЛИ О ДЕНЬГАХ, А БЕЛЬГИЙЦЕВ - О ДИСКОТЕКАХ

Пресс-конференция, посвященная фестивалю 'Европалия. Россия', состоялась 2 февраля в конференц-зале 'Марриотт гранд-отеля'. На вопросы журналистов отвечали генеральный комиссар фестиваля, посол Бельгии Пьер-Этьен Шампануа, генеральный директор 'Европалии' Кристин де Мюльдер, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, начальник Управления современного искусства Майя Кобахидзе, художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев, ректор Санкт-Петербургской консерватории и художественный руководитель Московской филармонии Александр Чайковский, директора музеев и театров, музыканты и художники.
Фестиваль искусства и культуры 'Европалия' проводится в Бельгии по инициативе Евросоюза с 1969 года с периодичностью один раз в два года. Основные мероприятия проходят в Брюсселе - столице Евросоюза - под патронатом короля Бельгии Альберта II. Генеральным комиссаром двадцатого, юбилейного фестиваля, который пройдет с 4 октября по февраль следующего года, со стороны Российской Федерации назначен помощник президента Сергей Ястржембский, со стороны Бельгии - посол Пьер-Этьен Шампануа. Название 'Европалия' родилось из слияния слов 'Европа' и 'Opalia' - так назывался древнеримский праздник, посвященный урожаю. Задача фестиваля - дать максимально полное представление об истории и современности культуры страны-участницы. В рамках российской выставочной программы насчитывается около 20 мероприятий, посвященных истории России, русскому авангарду, символизму, соцреализму, современному искусству, фотографии. На фестивале пройдут около сотни концертов, оперных и балетных спектаклей, театральных постановок, литературных встреч, научных конференций и т.д. Разные периоды музыкальной истории России будут представлены в концертах - древняя и классическая, традиционная и культовая музыка, опера и джаз, современная и альтернативная музыка. Среди музыкальных коллективов - участников фестиваля - Мариинский театр оперы и балета, РНО, симфонический оркестр МГАФ, Симфонический оркестр Уральской филармонии, камерные ансамбли 'Солисты Москвы', Musica Viva, Opus Post, Новосибирский струнный квартет, пианисты Андрей Диев, Алексей Любимов, Павел Нарсесян, Евгений Михайлов, Екатерина Мечетина, скрипач Виктор Третьяков, виолончелисты Борис Андрианов, Александр Рудин, органист Александр Фисейский и др.
Михаил Швыдкой считает 'Европалию' самым крупным европейским форумом. Однако в последние годы фестиваль выходит за рамки Европы - в 1989 году он был посвящен Японии, а несколько позже - Мексике. Размышляя об особенностях нынешнего фестиваля Пьер-Этьен Шампануа отметил: 'Россия - это иное измерение. С одной стороны - это чисто европейская страна, с другой - это не просто страна, это целый континент (если взять географическую протяженность страны). Этот континент имеет совершенно исключительные традиции в области искусства и культуры, и поэтому наша задача - отразить их'. По сообщению Кристин де Мюльдер, на предыдущем фестивале 'Европалия' присутствовало около 1 миллиона 70 тысяч зрителей. Проведение нынешнего фестиваля, который отличается более масштабной задумкой, требует от организаторов дополнительных усилий. 'Разнообразная культура России требует особого, специфического отражения, - говорит мадам де Мюльдер, - но ее просто необходимо отразить должным образом. В фестивале мы хотим представить не только культуру Москвы и Санкт-Петербурга, но и культуру российских регионов. Кроме того, мы считаем необходимым представить не только выдающихся деятелей искусства, но и талантливую молодежь'.
Валерий Гергиев сообщил, что в день открытия фестиваля Мариинский театр представит оперу Сергея Прокофьева 'Игрок'. Первоначально планировалось привезти 'Иоланту' П.И.Чайковского, но в дальнейшем, после общения с организаторами, было решено остановиться на партитуре Прокофьева, так как именно в этом спектакле лучше отражены жизнь северной столицы России. Невзирая на то, что это далеко не первое выступление Мариинки в Брюсселе, главный дирижер театра осознает большую ответственность, так как театру предстоит представить не только свое собственное творчество, но и всю Россию: 'Мне кажется очень важным вспомнить еще о том, что именно Брюссель являлся одной из музыкальных столиц мира, которая приняла молодого и тогда еще неизвестного Сергея Прокофьева, - самые дерзкие его произведения были показаны впервые именно в Брюсселе и лишь потом в России. Зато у нас в России гораздо быстрее поняли Берлиоза, нежели в его родной Франции'.
После вопроса прессы о формировании бюджета и таком пункте программы фестиваля, как 'Русская дискотека', Михаил Швыдкой заметил странную перемену ситуации: 'Как изменился мир. К русским теперь обращаются с вопросом о деньгах, а к бельгийцам - о дискотеках'. Что касается дискотек, то по словам мадам де Мюльдер, многие молодые люди из Бельгии очень интересуются русскими дискотеками и говорят, что в России водятся превосходные ди-джеи. О финансировании проекта Швыдкой прокомментировал, что оно распределяется поровну: '50 на 50. Эти '50' - большие деньги, однако меньшие, чем мы тратим обычно. Бельгийская сторона потратит около 4 млн. евро. Сколько потратим мы, я не скажу'.

Последние новости