"ЗОВИ МЕНЯ ДЖИНН": КИНО В АЛЮМИНИЕВОЙ БАНКЕ
КИНО В АЛЮМИНИЕВОЙ БАНКЕ
Премьера фильма 'Зови меня Джинн' (Россия, 2004, режиссер - Илья Хотиненко, в ролях - Петр Буслов, Анастасия Цветаева, Сергей Чирков, Олег Тактаров) прошла 27 января в кинотеатре 'Пушкинский'. Незатейливая и легкомысленная комедия на поверку оказалась занятным и многослойным опытом, иллюстрирующим некоторые поветрия современного кинопроцесса.
Как нетрудно догадаться по названию, фильм этот - очередное переложение сказки об Аладдине и его волшебной лампе, содержащей джинна. Однако столь циничной и авангардной интерпретации сие предание, наверное, еще не получало. Джинн (Петр Буслов), прибывший к нам из холодного космоса, где играл в шахматы с Бессмертными, за пристрастие к сладкой газировке поплатился заточением в банке 'Спрайта'. Из всех желающих освежиться газировкой банка с Джинном досталась смазливому молодому человеку по прозвищу Гуч (Сергей Чирков), скучающему в компании двух друзей-оболтусов зимой в хмурой московской квартире. У Гуча к тому же на душе нелегко: его роскошная муза (Анастасия Цветаева) укатила со скучным богатеем тусоваться в индийский штат Гоа. Естественно, подчинясь велению гучовского сердца и здоровой страсти к курортам, Джинн переносит честную компанию на знойные индийские пляжи. Солнце застилает пейзажи ровным зноем, на прохладном ветру колышутся пальмы, по дорогам бегают дикие коровы, йоги раскуриваются шайтан-зельем, в сумерках бушуют опен-эйры. Вот только хозяин Джинну попался растяпистый. Все люди как люди, желают 'миллион, нет, миллиард', горы драгоценностей, безумных тусовок и доступной женской ласки. А Гуч ходит себе влюбленным идиотом, и никого видеть не хочет, кроме своей строптивой возлюбленной. Вот и приходится Джинну с выражением мировой скорби на лице таскаться за исступленным Ромео, выслушивать и исполнять его сумасбродства, призванные покорить принцессу. Вот только одна неувязка: в реальности, где царствует диалектический материализм, магия Джинна очень ограничена. Он не может творить вещи из воздуха и потому обходится их перемещением. Соответственно, если он наколдует миллиард долларов, где-то случится экономический кризис, если Гуч со товарищи оказываются неожиданными посетителями Гоа, то несколько индусов будут замерзать в Москве, а если понадобится раздобыть роскошный джип с открытым верхом, то со стоянки неподалеку исчезнет точно такой же. На этой почве и возникает нешуточный конфликт с русской эмигрантской братвой, держащей в страхе все побережье. Намерения и понятия у аляповатых братков настолько серьезные, что стычка в конце концов переходит едва ли не в локальный вооруженный конфликт.
Собственно, русская братва в штате Гоа выписана с таким усердием, что становится и грустно и смешно. Если не принимать во внимание гротескного момента, то можно вообразить, будто русская криминальная диаспора заправляет всем в этом прогрессивном курортном краю. И дело не в заискивающих взглядах толпы аборигенов или роскошной вилле главного русского мафиози. Просто уж очень дивно сняты сцены пляжных опен-эйров с неистовой музыкой (и такими же неистовыми русскими), факирами и светящимися иероглифами 'Ом' (что не удивительно, ведь специально для съемки прошел самый натуральный рейв). Так вот, русские (и особенно - тоскливый 'русский мужик' с неловкими замашками бандита и емким прозвищем Уфа), разукрашенные фосфоресцирующими опознавательными знаками, столь фривольно отжигают, что становится ясно: это место принадлежит им. Подлинно русскую загадку таит в себе и Джинн в исполнении Петра Буслова. Автор бессмертного уже 'Бумера', решив сняться в комедийной ленте, подал себя и как чудный актер. И хотя выражение лица у Джинна на весь фильм ровно одно, на нем отпечатана столь пробирающая скорбь пилигрима, которому все прискучило, что ты готов расплакаться. Именно за какие-то глубоко спрятавшиеся струнки души щиплет игра Буслова: ему бы исполнять роли крестьян в экранизациях Тургенева и Некрасова. Ну а сцена, в которой петробусловский Джинн, сидя на побережье в закате, читает меланхоличный рэп, достойна занесения в анналы 'нового русского' кино.
Меж тем, яркие характеры и отдельные комичные сцены, нарезанные в хаотичном ритме, - достоинства в данном случае сомнительные. Ленте остро не хватает 'цемента', материала, который бы склеил образы и гэги в хотя бы полчаса вменяемого повествования. В результате остается множество красивых и молодых духом клипов, сумбурно переходящих друг в друга. Впрочем, потенциальная аудитория вряд ли станет исследовать организацю межкадрового пространства и соблюдение законов скриптрайтинга - фильм все же сделан для другого. И если когда-нибудь в воскресенье отменят очередной выпуск 'КВН', 'Джинн' отлично сойдет как заменитель быстрого приготовления.
Игорь Веселов, InterMedia