"АРЬЕ": НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ЕВРЕЙСКОГО ХИРУРГА

Премьера фильма 'Арье' (Россия, 2004, режиссер - Роман Качанов, в ролях - Ежи Штур, Сандра Саде, Юозас Будрайтис, Гарик Сукачев, Артемий Троицкий, Андрей Васильев) состоялась в Центральном Доме кинематографиста 24 февраля.
Главный герой картины - преуспевающий кардиохирург Израиль Арье (Штур). В годы Второй мировой войны он вместе с девочкой Соней (Саде) чудом избежал гибели. Друг Изиного отца спрятал детей у себя на чердаке, где они провели все годы оккупации. Незаметно повзрослев, молодые люди полюбили друг друга. Но Соня предает юношу, а вскоре они c Изей и вовсе расстаются, чтобы встретиться снова только через 60 лет. Встреча со своей бывшей, но не забытой любовью стала большим потрясением для пожилого хирурга и заставила его о многом задуматься и многое понять. К сожалению, дни влюбленных оказались сочтены. В результате теракта погибает Соня, а вслед за ней на больничной койке умирает и сам заглавный герой.
Еврейская тема при всей ее популярности является довольно сложной как для российского, так для мирового кинематографа. Обращаясь к ней, трудно избежать пафоса и излишнего драматизма. Другой крайностью при обращении к подобному сюжету становится попытка превратить киноленту в бесконечный еврейский анекдот. И то и другое одинаково раздражает зрителей. Потому картину Романа Качанова стоит похвалить хотя бы за то, что он свел возможный национальный пафос к минимуму, не качнув при этом маятник в сторону извечного антисемитизма. Даже кадры разгрома еврейской общины Каунаса, которым, казалось бы, на роду написано стать 'великой скорбью', показаны сухо и, можно даже сказать, документально. Это не делает их менее трагичными, однако избавляет зрителя от подспудной неприязни, часто возникающего при просмотре фильмов на подобную тематику. И вообще, трагедия, представленная в картине, в подаче режиссера не является чисто еврейской трагедией. История, свидетелями которой стали зрители фильма, по большому счету, могла случиться с представителем любого народа, и при просмотре 'Арье' эта мысль особенно очевидна. По сути, это история настоящей, большой любви, омраченной жизненными невзгодами - не больше, но и не меньше.
Несмотря на трагическую развязку и финал, новая работа Романа Качанова получилась достаточно светлой и оптимистичной. Картина пронизана добрым юмором, заставляющим улыбнуться представителей всех народов и возрастов. Правда, если рассматривать основной контингент потенциальных зрителей фильма, большинство все же можно отнести к представителям старшего поколения. И дело даже не в том, что главные герои, если оставить в стороне 'военный' период киноленты, люди отнюдь не молодые, нет. Возрастные предпочтения аудитории 'Арье' связаны в первую очередь с тем, что картина сделана в духе классического советского кинематографа. По-хорошему простой, доступный сюжет, минимум модных фишек и наворотов, если не считать таковыми привлечение на роль актеров деятелей российского шоу-бизнеса Артемия Троицкого и Гарика Сукачева (последний, кстати, гениально сыграл утомленного Ангела Смерти), отсутствие столь популярного ныне двойного дня и подтекста. Все, что хотел сказать режиссер, он сказал, не оставляя зрителям лазеек для домыслов и разночтений. В этом безусловный плюс картины, и в этом же ее несомненный минус. Ведь для выхода на международный рынок желательно идти в авангарде киноискусства, а 'Арье', в силу своей традиционности, скорее всего, так и останется картиной 'для внутреннего пользования'.
Евгения Чайкина, InterMedia

Последние новости