"ЧАЙФ" - "ИЗУМРУДНЫЕ ХИТЫ"
Сборник лучших песен группы 'ЧайФ' - примерно то же самое, что 'Зе бест' 'Крематория'. Разве что выбор хитов побогаче, а так все то же самое: выпускать подобные пластинки можно хоть каждый год, и на них всегда найдется спрос. Это путь простой и очевидный, но скучный. Уважающая себя группа материал для сборника берет не на старых дисках, а готовит его каким-нибудь специальным образом: играет на концерте в новой аранжировке, записывает с привлечением дополнительных музыкантов и т.п. А еще - не подпускает к формированию трек-листа никаких издателей, стараясь составить список своих лучших песен по собственному усмотрению. 'ЧайФ' при подготовке 'Изумрудных хитов' пошел именно что по трудному пути: группа пригласила на запись ансамбль народных инструментов 'Изумруд', с которым 'чайфам' как-то довелось посотрудничать. После совместного концерта дело дошло и до студийной сессии. В итоге у слушателя возникнет подозрение, что при выборе песен для сборника группа руководствовалась вовсе не соображениями, какие треки вызовут наибольшее удовольствие у поклонников, а пригодностью той или иной композиции к обработке с применением балалаек и домр. Видимо, по этому принципу среди 'Изумрудных хитов' появились 'Вольный ветер', 'Матаня' и 'Пиво'.
Зато в альбом не попало много заслуживающих внимания произведений, а многократно декларированная народность творчества группы 'ЧайФ' в этом сборнике была благополучно доведена до абсурда. Шахрин и Бегунов всегда были органичны в образе душевных уральских хитрованов - но вот дернуло же их нацепить косоворотки с лаптями и превратиться в 'Песняров'. А именно такие ассоциации появляются, когда в каком-то очень знакомом и очень щемящем месте любимой песни начинают свиристеть и подъелдыкивать посконные трещотки и балалайки. Вот 'Аргентина - Ямайка 5:0' - шуточная, но вместе с тем очень драматичная вещь: в новой версии шахринские распевы 'какая боль, какая боль' происходят под гаденький фон любимого инструмента Полиграфа Полиграфовича Шарикова. И вроде тихонько перебирает член 'Изумруда' три свои струны, а хочется плюнуть и выключить. Еще один народный хит 'Ой-йо' надоел 'чайфам' настолько, что они впервые позволили себе заявить об этом вслух. Песня дана здесь в абсолютно неузнаваемом варианте, чуть ли даже мелодия не изменена, а уж припев вообще спет совсем по-другому. В обычно до костей пробирающей композиции 'С войны' 'изумрудцы' сидят в засаде полторы минуты, после чего опять тихонько заводят свои народные инструменты. Но эта кажущаяся тактичность здесь не срабатывает - верное настроение сбивается напрочь. А вот позитивные песни 'Не спеши' и 'Оранжевое настроение' бренчание 'Изумруда' не портит. С другой стороны, и без балалаек эти песни звучали неплохо - так к чему все эти излишества? Множить дальше число конкретных примеров нецелевого использования народных инструментов не имеет смысла. Никто не отнимет у 'ЧайФа' звания русской народной группы, потому что секрет их народности заключается вовсе не в балалайках. Стремление музыкантов показать новое звучание известных песен, конечно, заслуживает уважения, но бывают такие песни, которые от избыточного украшательства теряют свою исконную прелесть. Это, на мой взгляд, произошло с большинством 'Изумрудных хитов'. Иногда для сборника лучше, когда он формируется тупо: из песен со старых пластинок, где они выглядят единственно верным образом.
Алексей Мажаев, InterMedia